Многочисленные обращения в адрес «фронтовиков» по поводу отмены автобусов, а также результаты мониторинга фактов нарушения пассажирских перевозок как в Йошкар-Оле, так и в ряде районов республики показали, что проблема качества предоставляемых транспортных услуг является весьма актуальной.

Особенно остро проблема встала для жителей отдельных районов, а также льготников. Сначала пришли сигналы из Килемарского района о закрытии вокзала в райцентре и об отсутствии социальных перевозчиков. Позже аналогичные жалобы поступили от ветеранов войны и труда, людей с инвалидностью Медведевского, Сернурского районов.

Активисты ОНФ провели мониторинг в Йошкар-Оле, выездные встречи с жителями Килемарского и Медведевского районов. Обобщённая информация была рассмотрена на расширенном заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ, в котором приняли участие представители Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, мэрии Йошкар-Олы, ООО «Первой транспортной компании», ООО «Пассажирские перевозки – город», а также специалисты управления ГИБДД МВД по Республике Марий Эл.

По итогам мониторинга в Йошкар-Оле и районах республики отмечены систематические перебои по обеспечению перевозок как льготников, так и обычных граждан. Если в столице республики проблема решается в основном за счет работы троллейбусного парка, то на пригородных маршрутах ситуация крайне сложная. Люди страдают из-за несогласованности властей и действующих транспортных организаций.

По мнению «фронтовиков», передача государственного предприятия ООО «Пассажирские перевозки» в частные руки усугубила ситуацию с транспортным обслуживанием населения.

Министр промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл Вячеслав Пашин отметил, что вновь не состоялся повторно объявленный конкурсный отбор на право осуществления социальных перевозок по пригородным маршрутам, поскольку никто из перевозчиков не подал заявку. Одна из причин — задолженность по возмещению затрат перевозчикам в размере 4 млн. рублей еще за прошлый год. Финансирование отрасли осуществляется по остаточному принципу, а гарантировать авансовое финансирование, на чем настаивают транспортники, в нынешних условиях очень сложно.

У частных перевозчиков своя точка зрения на проблему. «Может, не стоит компенсировать расходы транспортникам, а выплачивать эти деньги самим льготникам, чтобы они сами могли выбрать, на каком транспорте ездить и в каком направлении?», – предложил директор ООО «Первой транспортной компании» Дмитрий Кудрявцев.

Не обошли стороной «фронтовики» и тему пригородных железнодорожных сообщений. Активисты напомнили министру транспорта Республики, что тема пригородных поездов и роста тарифов на электрички была рассмотрена на совещании у президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина с членами правительства РФ. Глава государства остался недоволен качеством анализа ситуации с тарифами в Марий Эл.

«В первом полугодии 2014 года по всем направлениям на территории региона количество перевозимых пассажиров ежесуточно составляло в среднем 113 человек, — рассказал министр транспорта Республики Вячеслав Пашин. — Перевозчик (ОАО «Содружество») принял решение о полной отмене пригородных пассажирских поездов на территории Марий Эл, что явилось мерой, направленной на сокращение эксплуатационных расходов при осуществлении пригородных железнодорожных перевозок. Железнодорожная линия Зеленый Дол — Яранск, проходящая через территорию Марий Эл, является рокадной железной дорогой. Параллельно с данной железнодорожной веткой имеется автомобильная дорога. Автомобильным, автобусным подвижным составом в достаточном объеме удовлетворяется спрос населения на пассажирские перевозки.

«Низкая загруженность пригородных поездов — следствие неналаженного расписания электричек для местных жителей, — считает руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ Василий Бочкарев. — Например, первая электричка из Йошкар-Олы в Казань отправлялась в четыре часа утра. Для работающих в соседнем регионе людей это не совсем удобно. Для жителей большинства населённых пунктов, расположенных вдоль этой ветки, железная дорога была единственной цивилизованной связью с внешним миром».

Трехчасового общения не хватило, чтобы рассмотреть весь спектр существующих проблем в сфере транспортного обслуживания. Так, например, пока остается открытой проблема подвоза детей до школ и организация их выезда в рамках внеурочной деятельности. К этой теме «фронтовики» вернутся после проведения мониторинга в районах республики, намеченного на ближайшее время.

В завершении встречи активисты ОНФ заявили, что данная тема будет находиться на контроле регионального отделения ОНФ. Кроме того, к решению проблемы подключается и Прокуратура республики. В ближайшее время будет проведена проверка надлежащего исполнения обязанностей органов местного самоуправления по организации общественных перевозок. Общественные предложения по урегулированию ситуации, выработанные по итогам дискуссионной площадки, будут направлены в адрес правительства Марий Эл и администрации Йошкар-Олы.