Директор СОШ № 159 Наталья Иванцова рассказала о системе электронного образования, успешно работающей в школе на протяжении нескольких лет. Через локальную сеть, в которую объединены все 176 компьютеров (соотношение – один компьютер на семь обучающихся), обеспечен доступ всех школьников и педагогов в интернет, в том числе по Wi-Fi. В школе создана современная информационно-образовательная среда, предоставляющая оптимальные возможности использования информационных технологий для учащихся и учителей. Учителя используют на уроках задания образовательного ресурса «Экзамен-медиа», систему Votum как инструмент проведения тестирования с целью проверки знаний во время урока, а также создают электронный контент для предметов в системе управления обучением Moodle. Если в 2013-2014 учебном году пять педагогов, работающих в системе смешанного обучения, создали пять курсов, то в 2015-2016 – уже 21 педагог использует в системе электронного обучения материалы по 26 курсам.

Рустэм Хамитов пообщался с учителями и учащимися о преимуществах этой системы по сравнению с традиционным образованием. По словам ребят, учиться стало намного легче и интереснее, интерактивные ролики и анимация помогают лучше понять материал, а если ученик по какой-то причине пропустил урок, то благодаря электронной системе он может изучить пропущенную тему дома.

– Мне больше нравится слово «интереснее», чем «легче», потому что учиться всегда тяжело. Учёба – сложный процесс. А интерес, погружение в тему, расширение знаний благодаря дополнительному материалу – это новые возможности, – сказал Глава республики.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы начинаем работу Совета по развитию электронного образования. Это уже наше третье выездное совещание, когда мы обсуждаем массив задач, которые нам предстоит решить.

Мы собрались в 159-й уфимской школе, которая считается одной из самых развитых в части продвижения электронного образования. Только что мы посмотрели презентацию – электронную базу данных школьников, учительского коллектива. Нам сказали, что существуют электронные журналы и дневники, сетевое пространство педагогов (виртуальная учительская), электронные образовательные ресурсы, сайт школы, виртуальный музей современной башкирской живописи, виртуальная библиотека, школьное телевидение, сетевые проекты учащихся. Это всё, конечно, очень здорово и на самом деле показывает, что у нас есть образовательные учреждения, которые уже трудятся в современном формате. Я благодарен директору школы Наталье Александровне за то, что со своим коллективом проделали громадную работу, и сегодня, честно говоря, не стыдно показать её на уровне республики и даже страны.

Вопрос электронного образования я держу под личным контролем. Я не только энтузиаст этой формы взаимодействия педагогов и учащихся. От того, как быстро мы нарастим компетенции, увеличим количество таких школ, зависит наше будущее.

Я не боюсь этого слова. Зависит качество очень многих процессов – экономических, научно-производственных, информационных. Зависит качество и уровень жизни в республике, динамика развития, настоящее и будущее. Это будущее зависит от того, как и чему мы учим детей в школах, как мы готовим специалистов в вузах, насколько эффективно будут работать научные кадры, смогут ли люди повышать свои профессиональные компетенции. Мы с вами всё это обсуждали – я повторяться не буду: и о концепции «смарт-общества», и о необходимости формирования действующих элементов «экономики знаний».

Нам, безусловно, нужно придать новый импульс развитию системы электронного образования Республики Башкортостан. Мы на сегодняшний день организационно смогли создать подразделение в составе Госкомитета по информатизации. Вроде бы что-то начало получаться. Уже есть сайт. Нам продемонстрировали довольно добротный портал с элементами, разбитыми на группы обучаемых: школы, студенты, профессиональное образование, повышение квалификации. Всё это настраивает нас на позитивный лад. Но динамика не та, мы движемся очень медленно. В чем причина? Нехватка ресурсов? Нехватка энтузиазма? Невозможность преодолеть сопротивление среды? Надо сегодня подумать и понять, в чем главная причина.

На самом деле электронное образование – очень выгодная форма обучения, даже с точки зрения рыночных представлений. У меня есть цифры. На сегодняшний день мировой рынок электронного образования составил почти 60 млрд долларов. В этом году ожидается удвоение этой цифры. Электронное образование позволяет экономить бизнесу от 50 до 70 процентов затрат, заменяя «классические» его формы. В свою очередь, классическое образование снижается в образовательном секторе. В этом году снижение будет с 70 до 62 процентов. Это цифры мирового уровня. В ряде стран электронное образование растёт гигантскими темпами. В Малайзии – на 40 процентов в год, во Вьетнаме – на 44 процента в год. Азиатский рынок электронного образования растёт сумасшедшими темпами – 17 процентов в год, и в ближайшие пять лет ежегодное увеличение будет примерно на таком уровне.

В соответствии с приведённым компанией IBM отчётом, предприятия, которые используют электронное обучение, имеют потенциал к повышению производительности на 50 процентов. На каждый доллар, который компании тратят на электронное обучение, они получают до 30 долларов прибыли. Считается, что время, затрачиваемое на изучение материала с использованием онлайн-технологий, на 50-60 процентов меньше времени, необходимого на изучение того же материала в классической форме.

Цифры вполне убедительные и должны побуждать нас к тому, чтобы активно продвигать формат электронного образования в республике. Я ещё три с лишним года назад ставил задачу, чтобы мы вышли на передовые позиции в Российской Федерации. В силу разных причин мы этого сделать пока не смогли или приближаемся к этому уровню достаточно медленно. Это замедление просматривается и на уровне средней школы. А это вообще «базовый» уровень, миновать или обойти который мы не можем.

Одна из причин медленного «разворота» школ к новым образовательным моделям – это отсутствие четкого понимания того, как необходимо организовать учебный процесс с использованием возможностей электронного образования.

Отсутствует сегодня законодательно определённое содержание основных понятий. Не определён круг субъектов, отвечающих за достоверность и сохранность электронного образовательного курса.

Нам нужно формировать соответствующие рабочие группы, которые могли бы преодолеть эти формальные трудности. Думаю, здесь надо проявить упорство, и всё, на самом деле, зависит от нас.

В конечном итоге республика должна стать пилотной площадкой страны по отработке модели электронного образования. Это может существенно поднять имидж и рейтинг нашей республики.

Я неоднократно говорил о том, что направлений, на которых мы можем организовать прорыв, на самом деле немного. Мы знаем, что крупные ресурсы сегодня направляются на повышение уровня и качества жизни территорий, которые так или иначе в последние годы и десятилетия пребывали в качестве отстающих. Поэтому вполне понятно, что большие ресурсы направляются на дальневосточное направление. Стране нужно по-настоящему интегрировать Крым в состав Российской Федерации. Это тоже требует больших ресурсов. А регионы, которые я называю старопромышленными, к которым относится и Башкортостан, достаточно развиты для того, чтобы идти по нарастающей в части внедрения новых инновационных технологий как на производстве, так и в том, что касается образования.

Образование во многом зависит от того, как мы поработаем. Создание новых систем, формирование электронного образования, продвижение инноваций в этой части, формирование правильных бюджетов системы образования – отсюда переход к науке, к инновациям, к новым вещам. И здесь мы можем получить хорошее, добротное, сильное, мощное развитие.

К сожалению, у нас мало энтузиастов, которые могли бы всё это сделать. А продвижение такого рода деятельности требует каторжного труда. Большинство думает, что всё само собой образуется, сформируется, наладится и дальше будет двигаться естественным путем. Нет, не будет. Если мы с вами, в том числе люди, занимающиеся организацией образовательной деятельности в республике, не будем заниматься этим достаточно предметно и жёстко требовать от тех, от кого это зависит, внедрения новых форм образования.

К этим процессам мы должны подключить не только бюджетные возможности. Мы должны работать с промышленными предприятиями. Они сегодня занимают «облегчённую» позицию по отношению к образованию, к исследованиям, к науке и т.д. Стала модной позиция: «я плачу налоги и ко мне не приставайте, я больше ничем не буду заниматься, кроме как формированием своих бизнес-планов и исполнением своих бизнес-идеалов». Не так! Все сегодня должны нести социальную нагрузку: и промышленность, и предпринимательство, и бизнес должны способствовать тому, чтобы система образования была современной, качественной, высочайшего уровня. Только через современную систему образования можно прийти к современной экономике. Других вариантов нет.

И поэтому если мы будем опаздывать в реализации электронного образования, если мы будем «плестись в хвосте» событий, то реально у республики как у экономического субъекта перспектив не будет. Или всегда будет эта ситуация средненькой, и нас будут «на вожжах» подтягивать к успешным вариантам развития событий.

Я считаю, что наша роль должна быть другой. У нас есть всё для того, чтобы сформировать самый современный подход к развитию электронного образования на нашей территории. Мы должны еще раз посмотреть наши финансовые возможности, исключить нецелевое, неоптимальное расходование ресурсов по ряду направлений и направить эти ресурсы целевым образом на электронное образование, на поддержку научных школ, на исследования, на формирование креативной современной среды. Это сделать непросто, но это делать нужно.

Зачастую мы действуем в старой парадигме. Есть заявки строительного, дорожного комплекса или еще какого-то направления или отрасли. Реально зная о том, что там неэффективно и неоптимально используются деньги, тем не менее, эти заявки мы удовлетворяем и растём только в капитализации основных средств. А с точки зрения приобретения новых знаний, цивилизационной капитализации мы, безусловно, на сегодняшний день отстаём. Это то, что бросается в глаза, и то, что нужно поправлять.

Мы говорим о том, что нам нужен электронный университет. Сейчас надо продолжать работу в этом направлении.

Сегодня нам не хватает специализированного центра по электронному образованию, который сопровождал бы деятельность школ хотя бы на начальном этапе. Там нужна методическая работа, переподготовка специалистов, распространение самого передового опыта, лекции, семинары, вебинары, любые формы обучения с использованием знаний самых продвинутых школ мирового уровня и т.д. Это должна быть мощная системная работа.

Если нужны финансы – я готов обсуждать, если это только от финансов зависит. Если нужны новые законы, новые нормативные документы – пожалуйста, я готов обсуждать.

Не обижайтесь, если представители Башкирского института развития образования меня слышат, но ваша форма работы – это XX век, а на дворе уже скоро середина XXI века. У вас повышение квалификации всё ещё основано на старых подходах, когда вы на две недели вывозите сюда учителей из нашей глубинки, всё это формализовано в каком-то «замшелом» варианте. Учитель приехал, две недели, а иногда и месяц пожил здесь, в Уфе, что-то получил, что-то не получил, сел, уехал – и всё. Зачем нам такой институт? Зачем нам эти «замшелые» формы работы? Для чего?

В то же время новое не имеет возможности пробиться. Как будто асфальтом, бетоном залили это образовательное пространство, и то там, то здесь в этих трещинках росточки проявляются. И такой же росточек – пример этой школы. Ведь не благодаря, а вопреки существующей системе появилась эта школа, благодаря энтузиазму людей, которые здесь работают, благодаря точечной поддержке мэрии города, которая давала ресурсы для развития, для покупки оборудования. Но ведь это единичные примеры – таких школ у нас десяток не больше, а всего у нас в Уфе 129 школ. 10 процентов школ соответствуют уровню XXI века. А остальные? Если покопаемся, мы найдем школы XIX века – и по своему внешнему виду, и по оснащению, и по состоянию.

Я говорю это не в укор. Я говорю это к тому, что нам надо активнее работать во всех этих направлениях. Я не хочу никого обидеть, принизить и, наоборот, кого-то возвысить. Если мы заниматься этой темой не будем, если мы не сформируем пул, состоящий из 10-15 крупных специалистов, которые ежедневно будут эту лямку тащить, мы ничего с вами не получим.

Заместитель Премьер-министра Правительства республики Дмитрий Шароноврассказал о стратегии развития электронного образования в Башкортостане. По его словам, основными задачами в этой сфере являются формирование центров постоянного доступа к образовательным услугам, привлечение компаний по производству контента, возможность обучения непосредственно в месте постоянного проживания, а также координация усилий между министерствами, ведомствами и образовательными организациями. Вместе с тем серьезными препятствиями являются локальные и ведомственные интересы и консерватизм подходов к организации образования.

Председатель Государственного комитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» Ринат Шагалин представил план мероприятий по развитию электронного образования в республике. На первом этапе предполагается разработать единую методологию этого процесса. Следующим этапом станет объединение образовательных систем вузов региона в единое информционно-образовательное пространство. Затем с 2016 года начнётся разработка электронных курсов и формирование Центра мониторинга качества образования.

Директор Центра образования «Технологии обучения» Департамента образования Москвы Александр Ездов рассказал в режиме видеоконференции об основных тенденциях развития дистанционного образования.

Министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова обозначила перспективы развития электронного образования в образовательных организациях республики.

В ходе обсуждения ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Раиль Асадуллин предложил создать на базе вуза центр, который занялся бы обобщением опыта передовых школ в области электронного обучения и последующим его внедрением в образовательные учреждения республики.

Рустэм Хамитов поручил учредить гранты Главы Республики Башкортостан на развитие системы электронного образования в школах на общую сумму 30 млн рублей в год.

– Как сегодня мы совместно с Министерством культуры через грантовую систему добились значимого увеличения ярких культурных событий, так и здесь мы сформируем понятный, ясный тренд, как школы должны развиваться. Мы получим передовиков, людей, которые на сегодняшний день будут хорошо и активно работать в этой части, – отметил Рустэм Хамитов.

Руководитель региона также отметил необходимость проведения заседаний Совета по развитию электронного образования чаще, чем раз в год, и поддержал предложение ректора Института развития образования РБ (БИРО) Рамиля Мазитова организовать следующее заседание на базе БИРО.