Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Башкортостана

20 февраля в уфимском Конгресс-холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства в 2017 году и обозначены приоритетные задачи на ближайший период.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Хәйерле көн! Добрый день, уважаемые коллеги!

Начинаем работу. Сегодня мы подведём итоги деятельности министерства в 2017 году, обсудим новые задачи с учётом реальной ситуации в экономике, социальной сфере, на рынке труда.

В прошлом году Минтруд преобразован в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения. Теперь на вас также возложена координация вопросов государственной семейной политики. Обсудим и это важнейшее направление.

Коллеги!

Начну своё выступление с анализа общей ситуации. Показатели республики, отражающие уровень доходов населения, занятости, демографическую ситуацию, в целом соответствуют общероссийским тенденциям.

В полной мере выполняются социальные обязательства. Средства выделяются немалые – ежегодно более 14 млрд рублей,и они адресно доходят до реально нуждающихся в помощи.

Большинству семей нужны не льготы и пособия, а институты социального развития, чтобы люди были вовлечены в экономические процессы, общественную жизнь, чувствовали свою востребованность, могли приносить пользу. Об этом говорилось и на Российском инвестиционном форуме в Сочи, который недавно завершился. Выступал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. На этом форуме говорилось о том, что нам вместе нужно продвигать общество к новым идеалам, высотам.

Такой же подход должен быть в отношении пособий по безработице. Нужно защищать тех, кто действительно попал под сокращение, помогать им в поиске другой работы, но никак не поощрять безынициативных людей, по сути мириться с иждивенчеством, отсутствием всякой мотивации к труду.

Принимаются меры для выправления демографической ситуации, повышения благосостояния и качества жизни. В прошлом году среднемесячная заработная плата выросла как в номинальном, так и в реальном выражении, превысив 30 тысяч рублей. Сохраняется устойчивость на рынке труда. Но это, как говорится, «средняя температура по больнице». Мы понимаем, что значительное количество работающих людей получают заработную плату меньше 20 тысяч рублей. Это, конечно, большая проблема для нашего общества.

В прошедшую пятницу, 16 февраля, Государственной Думой России принят закон, в соответствии с которым МРОТ к 1 мая 2018 года приравнивается к прожиточному минимуму. В нашем бюджете на 2018 год на эти цели заложено около 5 млрд рублей, поэтому поставленную задачу мы обязательно решим.

Ежегодно в полном объёме выполняются «майские» указы Президента страны от 2012 года. В прошлом году достигнуты все контрольные показатели по росту заработной платы в образовании, здравоохранении, культуре, науке, социальном обслуживании. Благодаря государственной поддержке работников бюджетной сферы сократилась дифференциация в уровне оплаты их труда.

Начало года показывает, что в целом мы справляемся с поставленными задачами в части выполнения «майских» указов. Но есть несколько муниципалитетов, которые ведут себя недостаточно дисциплинированно в этой части, отстают по тем показателям, которые запланированы. Предупреждаю глав этих муниципалитетов или их заместителей, которые присутствуют здесь (вы знаете, о чём идёт речь): если такие нарушения будут, то мы будем принимать соответствующие кадровые решения. С ситуацией по заработной плате нельзя шутить, расслабляться. Надо выполнять всё, что делается в этой части. Тем более ресурсы доводятся до муниципалитетов и городских округов в полном объёме.

Ключевым условием улучшения качества жизни является повышение эффективности экономики через рост производительности труда, оптимизацию производственных процессов, развитие трудового потенциала.

Башкортостан в качестве пилотного региона участвует в федеральной программе по повышению производительности труда. Наша цель – ежегодно наращивать этот показатель на пять процентов.

В проекте задействованы пока девять республиканских предприятий. Их число будет расти. Количество предприятий, вы знаете, у нас велико – только крупных и средних около тысячи, а участвуют в эксперименте всего лишь девять. И часть из этих девяти предприятий уже начала отрабатывать назад: «Нам неинтересно, мы не можем, у нас другие условия работы, мы не подходим под эту категорию». Здравствуйте, как это так?! Когда мы вовлекали вас в эту программу, предлагали участвовать в ней, отказывающихся не было. А сейчас, когда появились первые сложности, трудности, когда надо вкладывать ресурсы, сразу же появились те, кто не тянет.

Вообще говоря, повышение производительности труда – это одна из главных задач, стоящих перед нами. Мы видим, что есть предприятия, на которых выработка на одного человека меньше 1 млн рублей в год. Чего можно ожидать от такого предприятия? Какую конкуренцию оно может выдержать? Да никакую. Собственно, направление по производительности труда мы тоже будем держать на постоянном контроле.

Республика включилась в федеральный пилотный проект «Бережливое правительство». В нём будут участвовать несколько республиканских государственных органов, в том числе и ваше министерство. Ставится задача повысить эффективность управленческих и рабочих процессов, минимизировать в них потери времени и труда, улучшить доступность и качество государственных услуг. Сегодня состоится первое общее собрание министерств и ведомств, которые участвуют в этой программе. Участники получат первые навыки, им будут прочитаны первые лекции. Начнётся учёба в части формирования программы «Бережливое правительство».

Хочу сказать, что мы тоже очень тщательно будем наблюдать за тем, как будет развиваться этот проект. Прежде всего потому, что снизится уровень бюрократии, повысится качество вашей работы. Надеюсь, что и людям, гражданам нашей республики будет проще во взаимоотношениях с нашими многочисленными государственными структурами.

Для снижения напряжённости на рынке труда в прошлом году за счёт республиканских средств впервые реализованы дополнительные меры. Объём средств и мероприятий активной политики занятости увеличился более чем в полтора раза. В 2017 году план был почти 90 млн рублей, факт – 135 млн рублей.

Демографические прогнозы показывают, что в республике к 2025 году трудовые ресурсы сократятся почти на 200 тысяч человек. Коллеги, конечно же, нужно искать новые подходы, изыскивать резервы, принимать выверенные решения в части работы с молодёжью, пенсионерами, инвалидами, возвращающимися в республику соотечественниками, трудовыми мигрантами из-за рубежа. Дефицит кадров будет нарастать, и это вызов буквально сегодняшнего, завтрашнего дня. С этим надо уметь работать. Мы уже сказали о производительности труда. Мы говорим об активной политике занятости. Мы говорим о том, что должны быть и другие механизмы, способы привлечения людей на предприятия.

Надо в полной мере использовать наше конкурентное преимущество: средний возраст населения в республике составляет 38,5 лет, тогда как по стране – 40. Ежегодно в другие регионы выезжают для учёбы почти 20 тысяч наших ребят и девчат. Из них к нам в республику после получения образования возвращается лишь малая часть.

Необходимо создавать условия, чтобы молодёжь связывала свои планы с республикой, заниматься не только её профориентацией, но и трудоустройством, профессиональной социализацией, содействовать в решении жилищных вопросов, повышении квалификации, карьерном росте.

Если мы будем терять молодёжь, у нас не станет перспективы. Мы не сможем быть конкурентоспособны. Это тоже вполне очевидно. Здесь все средства хороши.

В прошлом году Башкортостан стал пилотным регионом по определению эффективных методик трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Работу получили свыше 2 тысяч инвалидов, это почти в два раза больше, чем в 2016 году. Квоты на предприятиях для инвалидов заполняются на 80 процентов. Нужно действовать дальше совместно с администрациями районов и городов, службами занятости, образовательными организациями, общественными объединениями инвалидов и работодателей.

Нельзя чураться этой работы. Надо помогать тем, кто нуждается в этой помощи. Инвалиды – особенные люди, и, безусловно, с ними надо работать очень деликатно, внимательно, идти навстречу пожеланиям этих граждан. На сегодняшний день мы видим примеры чёрствости, равнодушия. Безусловно, с такими подходами мы мириться не будем. Нам надо, чтобы атмосфера в этой части была абсолютно доброжелательной, цивилизованной, разумной.

Пока не используется в полной мере другой значимый резерв пополнения трудовых ресурсов – наши пенсионеры. Хотя по сравнению с 2013 годом численность в республике занятых в экономике старше трудоспособного возраста выросла более чем на 40 тысяч. Нужно и дальше привлекать опытных специалистов с большим стажем работы, организовывать их обучение и переобучение.

Вообще говоря, саморазвитие и профессиональная переподготовка должны стать неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Мы видим, как быстро обновляются производственные процессы, технологии. Люди, невзирая на возраст, должны иметь возможность расширять свои компетенции, осваивать новые знания, специальности. Надо целенаправленно выстраивать систему непрерывного образования работников в каждой отрасли, направлять сюда ресурсы.

В этом году в республике необходимо запустить механизм внедрения финансово обеспеченных образовательных сертификатов для участия населения в программах повышения квалификации или переподготовки.

Я говорил об этом в своём Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан. Сказал о том, что тем, кто хочет и желает повышать свою квалификацию, изменить профессию, нужно помочь, в том числе материально. Нужны образовательные сертификаты, подкреплённые финансированием. Надеюсь, что Правительство республики уже начало работу в этой части, и первые сертификаты появятся, может быть, в ближайшее время, но уж точно в этом году.

Важные успехи, не побоюсь этого слова, достигнуты в части привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных организаций. Республика вошла в число регионов-лидеров по этому направлению. Почти 80 процентов поставщиков социальных услуг составляют НКО.

Самое главное – удалось повысить качество обслуживания населения, обеспечить развитие рынка социальных услуг. Так же активно должны работать и другие социальные ведомства и муниципалитеты. Такие практики есть в регионах.

Коллеги!

Отдельно скажу о новой роли министерства – координации в республике комплекса вопросов по реализации государственной семейной политики.

В последние годы в мире всё больше внимания уделяется такому направлению, как счастье. Имею в виду счастье семьи, отдельного человека. В этом смысле появляется достаточно много работы. Потому что и западное общество, с одной стороны, становится богаче, но тем не менее люди в нём счастливее не становятся. Доход западных стран за последние 50 лет вырос в два раза, а уровень удовлетворённости жизнью остался тем же, в развитых странах он составляет примерно 30-35 процентов.

Наша страна по уровню удовлетворенности жизнью населения или, проще, индексу счастья сегодня занимает примерно 45-55-е места. В последние годы идёт достаточно приличный прогресс. Ещё пять-семь лет назад мы занимали 70-80-е места. А по итогам 2017 года – 49 место в мире, опережая, кстати говоря, Японию и ряд других цивилизованных стран.

Существует большая пятёрка факторов, которые влияют на счастье: 1) семейные отношения; 2) финансовая ситуация; 3) работа; 4) общество и друзья; 5) здоровье. Вот пять главных факторов по результатам социологических исследований. Пять главных факторов, которые дают человеку удовлетворение от жизни, от того, что он делает. И, конечно же, на первом месте – семейные отношения. Они являются, вообще говоря, определяющими для человека во всех сферах, во всех смыслах.

Ещё одна характерная цифра. Вероятность того, что у взрослого человека появится депрессия или другие психические заболевания, в два раза выше, если родители в разводе или если ребёнок воспитывается в неполной семье. Может быть, эта цифра приблизительна – в полтора или два раза, не важно. Но это действительно так.

Разводы, семейные конфликты, несправедливость семейных отношений – всё это страшно разрушает психику ребёнка и, вообще говоря, заражает негативом общественное пространство. Поэтому мы в прошлом и позапрошлом годах начали двигаться в направлении работы с семьёй.

Это очень важно. Это, если хотите, идеология нашей с вами деятельности. Семья, семейные отношения, всё, что связано с взаимодействием людей внутри семьи и семей между собой – всё это в сфере наших интересов. Это самое важное с точки зрения морального здоровья нашего общества.

Понятно, что мы будем помогать и материально, мы будем продолжать работу в части наращивания помощи. С этого года семьям с детьми предоставляется дополнительная поддержка в соответствии с указом Президента страны. На эти цели из федерального бюджета выделяются значительные ресурсы для нашей республики. Продлено действие материнского капитала. Нам надо посмотреть вопросы по пособиям по уходу за ребенком от полутора до трёх лет. Надо взвешивать наши финансовые возможности.

Надо смотреть и в части возможности внедрения в республике регионального и муниципального материнского (семейного) капитала с участием организаций, предприятий, частных лиц. Почему богатые, успешные предприятия зачастую не помогают в разрешении вопросов семейной политики, оказания помощи, поддержки? Откуда такая чёрствость и равнодушие к своим людям, которые работают на предприятии. «Мы налоги платим, зарплату платим – и отстаньте от нас». Это неправильный подход. Это абсолютно неверные рассуждения. Предприятия должны быть заинтересованы в том, чтобы по-настоящему поддерживать свои коллективы.

Опыт работы с предприятиями, промышленными производствами есть в Тамбовской, Тульской областях, Санкт-Петербурге. Нам надо изучить, посмотреть, какие меры если не принуждения, то соответствующей заинтересованности применяются к этим предприятиям.

Меры социальной поддержки должны быть усилены грамотной организационной работой по практической реализации семейной политики, межведомственной координацией на республиканском и местном уровнях. Министерство должно выступить инициатором проектов, образовательных, просветительских программ по укреплению семейных ценностей, формированию ответственного родительства.

Считаю важным открывать в организациях, где преимущественно трудятся женщины, корпоративные группы по присмотру и уходу за детьми. Это даёт мамам возможность совмещать работу и воспитание детей. Успешный опыт уже есть в Башгоспедуниверситете имени М. Акмуллы и Республиканском кардиодиспансере. Предлагаю Федерации профсоюзов и Союзу работодателей изучить эту практику и совместно с министерствами и ведомствами организовать такую работу.

На днях Правительство республики будет рассматривать план мероприятий Года семьи. Впереди у нас – подготовка к проведению в следующем, юбилейном для республики году Всероссийского форума семьи.

Хочу предупредить вас от формального подхода к рассмотрению вопроса семейных отношений. Формализм не нужен. Не нужна, что называется, муштра в этой части. В этой работе нужна душа, доброта, расположенность к этой деятельности. Но никак не бюрократические подходы, отчётность, галочки, цифры и всё остальное, что порой сопровождает такого рода чиновничью деятельность. Пускай мы охватим такой доброй, хорошей работой поменьше семей, но на самом деле эффект будет выше. Потому что эти благополучные, хорошие семьи, с которыми мы работаем, вовлекут в круг своих интересов и другие семьи, которые располагаются рядом. Это очень важно.

Уважаемые коллеги!

Мир сегодня стремительно меняется. Обновляются не только производственные процессы, технологии, материалы, но и структура труда, его организация, трудовые отношения. Появляются роботизированные производства, гигантские инновационные компании с капитализацией, превышающей бюджеты государств. Каждый год возникают новые профессии.

Эти новые реалии, вызовы в сфере занятости, в особенности для нашей молодежи, мы будем обсуждать на международном форуме в рамках инициативы Международной организации труда «Будущее сферы труда», приуроченном к 100-летию республики и 100-летию этой международной организации, который откроется в феврале будущего года.

Через год, возможно в этом зале, мы будем проводить большую встречу уже с Международной организацией труда, будем обсуждать в том числе самые актуальные, сверхактуальные вопросы. Будут круглые столы, обсуждения, конференции. Это будет интересное, масштабное действо. Надеюсь, что многие из вас тоже примут участие в этой работе. Для вас это будет небесполезно.

В заключение хочу поблагодарить министерство за то, что в конкурсе программ социального развития регионов на соискание премии имени Александра Починка наш проект, разработанный Республиканским центром социальной поддержки населения«Интерактивный онлайн-консультант» стал победителем в номинации «Региональная программа в области повышения качества жизни граждан старшего поколения».

На самом деле наше министерство достаточно успешно, на хорошем счету и в Российской Федерации, и в республике. Мы видим, что вы работаете с отдачей, с душой. У вас появляются нужные, важные для нас новации. Мы верим в то, что вы и дальше так будете трудиться.

С учётом того, что ваши полномочия расширились, с учётом новых задач темпы сбавлять нельзя. Наоборот, их надо наращивать во всех смыслах. Задачи ответственные. Уверен, что вместе мы, конечно же, их решим.

Важно и дальше высоко держать профессиональную планку, умело выстраивать межведомственное взаимодействие и работать с нашими муниципалитетами и городскими округами.

Спасибо большое! Рәхмәт!

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: