Сенсационная находка на Южном Урале меняет картину мирового пещерного искусства

В ноябре 2017 г. более трех недель в Бурзянском районе Республики Башкортостан работала Международная экспедиция по реставрации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш, известной в научных кругах как Капова пещера. Уже не первый год здесь ведутся работы под руководством опытного реставратора Эудаля Гийаме. Он был рекомендован к сотрудничеству с Правительством Республики Башкортостан, заботящемся о сохранности расположенной на территории Республики уникальной пещеры с палеолитическими рисунками Шульган-Таш (Каповой), всемирно известным Музеем Альтамиры (Альтамира - пещера на севере Испании, открытая еще в 1879 году и ставшая своего рода символом древнейшего художественного творчества).

В настоящее время в мире известно 43 региона наскального искусства в пещерах и под открытым небом, которые включены в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако в России доля номинированных объектов ничтожна мала в сравнении с действительным объемом культурного достояния и его разнообразием. Это делает особенно своевременным запрос Правительства Российской Федерации на продвижение в список ЮНЕСКО силами субъектов Федерации выдающихся образцов культурного и природного наследия.

Одним из таких памятников является пещера Шульган-Таш (Капова). По поручению Правительства Республики в сотрудничестве с Научно-производственным центром по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан ведутся тщательные работы по консервации и исследованию выдающихся образцов первобытного искусства России. В Шульган-Таш (Каповой) живопись в пещере представляет собой самые восточные достоверно документированные произведения пещерного искусства. Наиболее вероятные временные интервалы для изображений на стенах и сводах составляют от 13 до 26 тысяч лет, но не исключена и более ранняя дата – до 37 тысяч лет.

Раскрытие рисунков под руководством Эудаля Гийаме проходило в течение 22 дней. Ранее специалист из Андорры проводил аналогичные работы во французской всемирно известной пещере Арси-сюр-Кюр, где из-под кальцитовых натеков были раскрыты многие красочные изображения. Основная проблема сохранения пещерных изображений связана с натеками кальцита, которые, с одной стороны, служат своего рода природным стабилизатором, позволяющим сохранять нанесенные краской фигуры и знаки. С другой стороны, слишком мощные образования становятся непрозрачными и скрадывают изображения. С этой проблемой уже давно столкнулись в Европе, где известно около 300 памятников искусства в пещерах и гротах, многие из которых открыты для посещения публикой, поэтому приглашение опытного специалиста стало оправданным решением, которое позволяет осуществлять реставрацию в уральской пещере с учетом мирового опыта.

фото: Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: