Михаил Бабич и Рустэм Хамитов посетили уфимскую гимназию и обсудили вопросы преподавания родных и государственных языков

Полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Бабич в рамках рабочего визита в Республику Башкортостан по приглашению главы региона посетил гимназию № 16 в Уфе, чтобы на её примере ознакомиться с ходом преподавания родных и государственных языков в учебных заведениях республики. Михаил Бабич и глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов осмотрели кабинеты русского, башкирского и английского языков, познакомились с учебными планами преподавания этих предметов, пообщались с учениками и преподавателями. После осмотра школы в актовом зале состоялась встреча Михаила Бабича и Рустэма Хамитова с учителями уфимских школ и родителями учеников.

«Очень рад, что представилась такая возможность побывать в этой гимназии. Немного прошлись по классам, посмотрели на ваших детей. Очень приятное впечатление. Все проявляют необыкновенную активность, все хотят ответить. Такая хорошая домашняя атмосфера. Рустэм Закиевич, спасибо, что от вас такое предложение поступило: это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Рустэм Закиевич приглашал в любую школу, в любую гимназию, чтобы просто пообщаться с родителями, пообщаться с педагогами по теме, которая нас всех волновала в последнее время. Проведена большая совместная работа с руководителями регионов, с Министерством образования и науки РФ, с Рособрнадзором, с Генеральной прокуратурой и, конечно же, с родителями, потому что они в основном были инициаторами этих массовых обращений, которые были в адрес Главы государства, в адрес контрольно-надзорных органов по ситуации, связанной с изучением родных языков народов России и государственных языков республик. Эта работа была проведена после Поручения Президента РФ, которое состоялось 20 июля в Йошкар-Оле во время заседания Совета по межнациональным отношениям, и сейчас подходит к завершению. Я хотел с вами посоветоваться, услышать от вас, что у нас получилось, какие остались проблемы, которые нужно нормативно и административно отрегулировать; что чувствуют и понимают педагоги, родители. Я бы хотел, чтобы у нас сейчас состоялся живой, заинтересованный разговор.

Я коротко скажу о сути поручений Главы государства и о том, с чем они были связаны. Основной посыл состоит в том, что единственным государственным языком Российской Федерации является русский язык, и как единственный государственный язык, он должен изучаться в обязательном порядке и в тех объемах, которые установлены Министерством образования и науки РФ и федеральными государственными образовательными стандартами. Президент поручил ещё раз посмотреть ситуацию в республиках на предмет доведения объёма преподавания русского языка до установленного Министерством образования и науки РФ, чтобы каждый ученик, каждый гражданин мог реализовать своё гарантированное право на полноценное изучение русского языка.

Вторая задача – обеспечить добровольное изучение родных языков народов России и государственных языков республик, но, конечно, создать для детей и родителей, которые этого хотят, все необходимые условия, чтобы эти языки действительно можно было изучить и получить по ним полноценные знания. К сожалению, я должен констатировать, говорил об этом не раз, многие годы образовательные задачи и проблемы изучения языка необоснованно политизировались, и это шло в ущерб как знаниям самих детей, так и общественно-политической стабильности в регионах. В этом плане Рустэму Закиевичу досталось очень сложное наследство, потому что многие годы эта ситуация выходила за рамки действующего законодательства Российской Федерации. Та работа, которая проделана республиканскими властями вместе с родительским сообществом, позволила нам привести все в соответствие: довести в учебных планах общеобразовательных организаций объем преподавания русского языка до установленного, обеспечить изучение родных языков и государственных языков республик в тех объёмах, которые были рекомендованы образовательными стандартами. С одной стороны, стояла задача соблюдения законодательства, с другой стороны, мы понимаем, что это очень чувствительная и деликатная проблема, о которой Президент не раз говорил, и ставил задачу именно таким образом. Поэтому нужно было найти компромиссные решения, которые позволят неукоснительно исполнить законы Российской Федерации и не нарушить права тех граждан, которые хотят изучать родные языки народов России, которые искренне переживают о том, чтобы их сохранять и развивать. Для этого сейчас в стране создаются все необходимые условия.

Одним из очень важных достижений нашей Конституции, нашего Основного закона является то, что каждому гражданину предоставлено право и возможность изучать тот язык, который он считает для себя родным. За детей этот выбор делают родители, законные представители. Во всех национальных республиках есть право и возможность изучать национальные языки, которые установлены законодательством этих регионов. И все разговоры о том, что кто-то пытался отменить изучение родных и государственных языков, или каким-либо образом принизить их роль – это самая откровенная ложь. Государство обязано гарантировать эти права и возможности и делает для этого все необходимое и возможное. Пример вашей гимназии очень хорошо показывает, что можно все спокойно отрегулировать и добиться полноценного изучения государственного языка Российской Федерации, создать нормальные, цивилизованные условия для изучения родных и государственных языков республики.

Что было сделано: в конце декабря 2015 года был изменён федеральный государственный образовательный стандарт. Предметная область «Филология» была разделена на «Русский язык» и «Родной язык». В предметной области «Родной язык и литература» в обязательной части программы с согласия родителей или законных представителей имеется возможность выбрать тот язык, который ребёнок будет изучать, из тех, которые может предоставить образовательная организация. В учебные планы всех общеобразовательных учреждений внесены изменения, согласно которым объём изучения русского языка доведён до установленного Минобрнауки РФ. Для Башкортостана эта проблема была не столь существенна, только в некоторых школах немного злоупотребляли. По большому счету этот объём соблюдался в основном количестве общеобразовательных учреждений. С родителями во всех общеобразовательных учреждениях организована работа по получению согласия и их мнения о том, какой язык у детей должен быть родным, и хотят ли они изучать государственный язык республики.

Вчера были подписаны методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации, направлены во все регионы страны. Это не какая-то эксклюзивная ситуация. Это система, которая установлена в Российской Федерации, где в учебных планах, которые являются частью федерального государственного образовательного стандарта, установлено, что с согласия родителей в вариативной части программы (это часть программы, которая формируется участниками образовательных отношений) до двух часов в неделю есть право и возможность изучать государственный язык республики. Это сейчас методологический документ, который является основой для применения во всех общеобразовательных учреждениях, и мы считаем, что с точки зрения нормативного регулирования эта задача решена. Теперь вопрос заключается в том, как мы с вами практически эту задачу сможем реализовать.

Главе государства мы доложили об исполнении этих поручений. И еще раз повторю, Глава государства выразил благодарность и главе региона, и всем сотрудникам министерства образования, всем директорам школ, главам местного самоуправления, родителям – тем, кто с одной стороны активно принимал участие в этой работе во всех регионах страны, а с другой стороны сделал это очень мудро, глубоко, по-государственному, не дав дестабилизировать ситуацию и необоснованно политизировать этот очень важный, чувствительный и деликатный для страны вопрос. Сегодня мы можем говорить о том, что все условия для цивилизованного изучения любого языка по выбору родителей в регионах округа и страны созданы.

На примере Башкортостана хочу вернуться к той мысли, что государство делает все для того, чтобы развивать родные языки, чтобы сохранять родные языки, чтобы создавать для этого все необходимые условия. Рустэм Закиевич подписал соответствующий Указ о мерах по развитию государственного языка Республики Башкортостан и родных языков Республики Башкортостан, где предусматривается и создание специальной программы по развитию и поддержанию языка, и финансирование этой программы, и создание специального фонда по развитию башкирского языка, и выделение грантов, которые пойдут на стимулирование лучших работ, лучших преподавателей, лучших учеников.

Буквально на прошлой неделе я проводил заседание Общественного совета Приволжского округа в Ульяновске. И ваш сенатор Лилия Салаватовна Гумерова внесла очень интересную инициативу, которую я полностью поддержал. И мы, не дожидаясь государственных решений, — на уровне округа способны это сделать — попробуем в следующем году провести конкурс для педагогов на лучший урок по родному языку, а для детей – на лучшее сочинение на родном языке. Мне кажется, это хороший стимул и показатель того, что это очень важно и детям, и родителям, и учителям, которые хотят этим заниматься, должны быть созданы все необходимые условия. В этой части гимназия является показательным примером. 1734 человека здесь учатся, башкирский язык как государственный изучают 864 человека. Русский язык как родной изучают 1621 человек, то есть почти все. Башкирский язык как родной изучают 113 человек. Смотрите, что получается: и право выбора есть, и есть возможность. Если кто-то хочет более углубленно изучать русский язык, он выбирает русский язык как родной. Если кто-то хочет изучить башкирский язык, татарский язык, чувашский язык, мы обязаны создать для этого все необходимые условия, потому что это основное право на изучение своего родного языка, которое имеет каждый гражданин.

О задачах, которые я бы хотел сегодня с вами обсудить.

Сегодня очень важно завершить работу с родительским сообществом, чтобы получить все согласия на добровольной основе, чтобы это все было так, как предписано нашим законодательством, нормативными актами. И завершить эту работу окончательно для того, чтобы понимать, как планировать учебную нагрузку. Сейчас важно, и это не было сделано, разработать и в установленном порядке утвердить интересные, содержательные программы по родным языкам. Я глубоко убежден, что если удастся создать интересные программы, которые будут полезными, информативными, которые действительно будут давать знания, то количество желающих изучать родные языки будет значительно больше. У нас таких программ, утвержденных установленным порядком, к сожалению, нет. Сейчас стоит такая задача, и Министерство образования и науки направило в регионы свои указания. В ближайшее время такие программы должны появиться, должны появиться учебники по тем программам, по которым можно и интересно будет учиться. Кстати, эти учебники важны и для самих педагогов, потому что нам очень важно поднять и их компетенцию в этом вопросе.

Вот мы сейчас заходили в класс, где ребята изучают государственный башкирский язык один час в неделю. Я спросил педагога: достаточно этого для того, чтобы устойчиво знать язык? Мы понимаем, что в современном виде так можно только общее представление о языке получить. Один раз в неделю, без соответствующих методик, программ, учебников, утвержденных в установленном порядке. Здесь тоже нужно навести порядок, и сделать надо это в самое ближайшее время. Кстати, должен сказать, что программ и учебников по родному языку русскому, утвержденных в установленном порядке и в соответствии с ФГОС, тоже пока нет. Эту задачу также нужно решить в ближайшее время.

Следующая задача, которая стоит перед нами, – это оказание помощи учителям, которые будут высвобождаться в связи со снижением учебной нагрузки по родным языкам. То есть, если пойдет перераспределение часов в пользу других предметов, а такие моменты есть, безусловно, то, конечно, мы не должны ни одного учителя потерять. Мы должны создать все условия для того, чтобы каждый, кто хочет продолжать заниматься образовательной деятельностью, либо получил дополнительную педагогическую специальность, переобучился за государственный счет, получил соответствующую квалификацию. Нужно сделать все, чтобы ни один человек в этом плане ни в коем случае не пострадал, и, самое главное, не потерял профессию, если человек хочет этим заниматься.

Еще раз хочу всех поблагодарить за то, насколько мы с вами деликатно прошли этот путь, этот этап. Возможно, есть какие-то вопросы и проблемы, которые мы пока не видим, и я рассчитываю, что вы сегодня выскажетесь, и мы постараемся сделать все для того, чтобы эти проблемы снять. Ну а Вам, Рустэм Закиевич, ещё раз огромное спасибо за ту работу, которая была проведена Вами и Вашими коллегами в республике, и за это посещение прекрасной гимназии. Было очень интересно пообщаться и с педагогами, и с ребятами. Спасибо», — закончил свою речь Михаил Бабич.

«К сказанному Михаилом Викторовичем добавить ничего не могу. Единственное – прошу поддерживать обстановку спокойного, разумного отношения к ситуации изучения родных, государственных языков, — отметил Рустэм Хамитов. — Кстати, когда мы формируем подходы программы по поддержке государственных и родных языков, то обращаем внимание и на необходимость поддержки изучения русского языка. Сегодня порой мы видим примеры вопиющей недоработанности, упрощения подходов к изучению русского языка. В этой части мы будем уделять такое же большое внимание изучению русского языка.

В целом эта новая ситуация, складывающаяся сегодня, хороша и перспективна тем, что и родительское сообщество, и сами ученики начали задумываться о том, как учить, что учить, каким образом формировать мировоззрение. Ведь когда была обязательность, то ко многим вопросам подходили формально: есть и есть. Всё это шло по накатанной колее не год и не два, а уже пару десятилетий. И вообще говоря, особого интереса к этой предметной области не было.

Сейчас появляется выбор, конкуренция, в хорошем смысле этого слова. Педагоги, в том числе родных языков, начинают совершенствовать методики, по-другому формировать свои занятия, привлекать ребят не только обязательной, формальной составляющей, как это было раньше, но и творческой, креативной частью во время проведения уроков и подготовки к занятиям. Такая ситуация отвечает современным требованиям.

Многоязычие – это, безусловно, благо. Многие из тех ребят, которые живут и учатся в наших школах, знают три языка: родной язык, русский язык и английский язык, изучение которого сейчас всё больше набирает обороты. Триязычие – это огромное окно в мир и огромные возможности для наших детей.

Что касается властных структур Республики Башкортостан, безусловно, мы нацелены на то, чтобы поддерживать гармонию в обществе, разумное отношение ко всем возникающим, порой даже острым вопросам, способствовать тому, чтобы все возникающие по тому или иному вопросу разногласия или недопонимание разрешались на основе разумного взвешивания всех позиций и нахождения оптимального решения.

Спасибо за то, что в школе-гимназии № 16 хорошая, добрая атмосфера. Это во многом зависит от родительского коллектива. Да и во всех школах республики у нас сегодня стабильная, нормальная обстановка. Только нужно работать по всем направлениям», — заключил Рустэм Хамитов.


Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: