Данное мероприятие проведено в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В публичных слушаниях приняли участие представители регионального Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности, Управления Росприроднадзора и Россельхознадзора, заинтересованные юридические и физические лица, представители саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров.

Большинство участников выразило мнение о целесообразности создания в Пермском крае Единого портала по контрольно-надзорной деятельности, который объединил бы результаты надзорной деятельности и позволил повысить информированность граждан по соблюдению их прав.

Представители Управления рассказали о правоприменительной практике осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, контроле в сфере саморегулируемых организаций.

Особое внимание уделено разъяснению типовых нарушений обязательных требований.

Кроме того, были рассмотрены вопросы взаимодействия краевого Росреестра с иными органами в рамках контрольно-надзорной деятельности.

В рамках слушания по всем уточняющим вопросам представителями Управления были даны подробные разъяснения. Приводим ряд ответов на вопросы в сфере осуществления государственного земельного надзора.

Почему при самовольном занятии земельного участка пользователю не позволяют на нем остаться, а понуждают к освобождению, что приводит к зарастанию и замусориванию данного участка?

При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства наиболее часто инспекторы краевого Управления Росреестра выявляют факты использования земельных участков за пределами установленных границ (самовольный захват земельного участка или его части), а также использование земельных участков не по целевому назначению.

Нарушение может быть допущено в результате строительства или проведения работ по благоустройству территории или ее огораживанию. Кроме того земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками, ограждением, которые находятся за границами земельного участка.

Владельцы земельных участков должны быть уверены в том, что пользуются недвижимостью в законном режиме в соответствии с правоустанавливающими документами. Для этого можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости, обратившись в офис многофункционального центра либо при наличии усиленной электронно-цифровой подписи и регистрации на портале госуслуг в сети Интернет – через «Личный кабинет» на сайте Росреестра.

В выписке будет отражена площадь используемого участка, сведения о его межевании, целевом назначении. Кроме того, в скором времени в выписке появится дополнительный раздел, в котором будут указаны результаты контрольно — надзорных мероприятий, если в отношении данного участка проводили проверки соблюдения требований земельного законодательства.

Управление Росреестра выдает предписание со сроком исполнения об устранении нарушения, согласно которому нарушителю необходимо устранить выявленное нарушение земельного законодательства, любым законным способом на его усмотрение (оформление в аренду или собственность используемого земельного участка, в случае использования земельного участка, принадлежащего другому пользователю заключения с ним соглашения на использование и т.д).

Предписание обязательно для исполнения в установленный в нем срок в соответствии с п. 103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 (далее – Регламент). При этом в случае невозможности его исполнения по объективным причинам лицо, которому выдано предписание, не менее чем за 3 дня до истечения срока предписания вправе подать должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении указанного срока с приложением документов, свидетельствующих о принятых лицом мерах и невозможности исполнения предписания не по его вине в соответствии с п. 107 Регламента.

Управление Росреестра не понуждает граждан к освобождению занимаемых земельных участокв с целью исполнения предписаний. При использовании дополнительного к основному земельного участка гражданину необходимо либо оформить занимаемый участок, любым вышеуказанным способом обратившись в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, либо освободить участок, если иных способов исполнения предписания (устранения нарушения) нет.

В соответствии с действующим земельным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению в собственность (бесплатно либо за плату), аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов.

Какие проверки существуют?

Государственный земельный надзор проводится в форме плановых, внеплановых проверок, мероприятий по контролю, при производстве которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с правообладателями земельных участков (административные обследования).

Административные обследования проводятся в случае необходимости проверки информации о наличии признаков нарушений земельного законодательства, указанной в поступившем обращении, в случае отсутствия в таком обращении необходимых сведений для проведения внеплановой проверки, а также в иных необходимых случаях.

В случае выявления признаков нарушения проводятся контрольно – надзорные мероприятия (проверка) в отношении пользователя участка (внеплановая выездная проверка либо внеплановая документарная проверка). По результатам проверки нарушителю выдается предписание со сроком исполнения об устранении нарушения, согласно которому ему необходимо устранить выявленное нарушение земельного законодательства. Кроме того, указанное нарушение влечет привлечение пользователя участка к административной ответственности в виде штрафа.

Плановые проверки проводятся на основании плана проверок соблюдения земельного законодательства, который согласовывается с прокуратурой субъекта Федерации, а также с другими ведомствами, осуществляющими контрольные функции.

После того, как Прокуратура Пермского края утверждает планы проверок юридических лиц и органов местного самоуправления, информация размещается на официальном сайте Росреестра: https://rosreestr.ru в разделе Главная/ Открытая служба/ Проведение проверок/ Пермский край.

В настоящее время на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение проверок» размещен план проверок физических лиц на 2019 год. С учетом требований о защите персональных данных для открытого доступа представлен перечень объектов проверок (кадастровые номера проверяемых земельных участков и адреса места фактического осуществления деятельности).

 

В случае включения участка гражданина или юридического лица в проверочные мероприятия, Управление рекомендует землепользователям провести действия по устранению возможных нарушений земельного законодательства: проверить наличие правоустанавливающих документов, оформить права собственности, исключить использование земельного участка не по назначению.