2020 год завершился и пришло время подвести некоторые итоги. Сегодня о результатах деятельности Оренбургского УФАС России в сфере государственных и муниципальных закупок поговорим с заместителем руководителя Управления Игорем Анатольевичем Быховцом.

— Добрый день, Игорь Анатольевич! Каковы основные тенденции результатов минувшего года в данной сфере? Показатели растут или, наоборот, уменьшаются? Если говорить, к примеру, о количестве жалоб?

— Здравствуйте! В 2020 году мы наблюдали снижение количества поступивших жалоб – 875, тогда как в 2019 году их было 1300.

Между тем, следует отметить, что количество возвращенных без рассмотрения жалоб и отозванных заявителем значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими периодами.

Наибольшее количество жалоб было подано на действия муниципальных заказчиков – 533 (в 2019 году – 733). На действия областных заказчиков было подано – 276 жалоб (в 2019 году- 455 жалоб). На действия федеральных заказчиков было подано 66 жалоб (в 2019 г. — 112 жалоб).

— А с чем связано данное снижение по вашему мнению?

— По мнению Оренбургского УФАС России количество жалоб снизилось в связи с пандемией COVID-19, когда закупочная деятельность приостанавливалась или существенно замедлялась.

— Все поступившие жалобы были признаны обоснованными?

— Вы знаете, нет. Обоснованными были признаны порядка 30% от общего числа принятых к рассмотрению жалоб. При этом наибольшее количество обоснованных жалоб приходится на долю федеральных заказчиков – около 50% (в 2019 году аналогичная ситуация). Существенно снизилось количество жалоб, признаваемых обоснованными на действия муниципальных заказчиков — 17 % (в 2019 году было признано обоснованными – 39% жалоб) и увеличилось количество жалоб признаваемых обоснованными, поступившие на действия областных заказчиков – 29 % (в 2019 году – 24%).

— Одним из направлений деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Какова статистика за 2020 год в этой сфере?

— В 2020 году также зафиксировано небольшое снижение количества подобных обращений заказчиков: их поступило 217, в то время как в 2019 году — 260. При этом, срыв поставок в рамках проведенных заказчиками закупок, происходил по разным предметам — это и поставка продуктов питания для медицинских, образовательных учреждений, выполнение ремонтных работ, оказание образовательных услуг и др.

Среди причин, повлекших не подписание контракта, участником закупки указывались — неисправность компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись, отсутствие лица, ответственного за подписание контракта на рабочем месте, задержка в предоставлении банком банковской гарантии, подтверждающей обеспечение исполнения контракта и др. В 31 случае из 108 обращений Оренбургское УФАС России, посчитало приведенные доводы «уклонистов» неубедительными и приняла решение о включении их в РНП.

Отмечу, что значительная доля решений о включении в РНП (58 из 108) приходится на случаи одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контрактов. При этом подрядчики зачастую необоснованно оправдывали неисполнение контрактов пандемией COVID-19.

— Под особый контроль ФАС России и ее территориальными органами в настоящее время взяты закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемых в рамках национальных проектов. Каковы результаты работы ведомства в этой части?

— Да вы правы, подобные закупки состоят на особом контроле Оренбургского УФАС России. Так, в 2020 году управлением было проведено 178 контрольных мероприятий в данной сфере (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб и проведение внеплановых проверок).

При этом, наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в раках национального проекта «Жилье и городская среда» — 75. Именно здесь было выявлено наибольшее количество закупок с нарушением — 16.

— Ну и последний вопрос: предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушения требований закона о контрактной системе?

— За нарушения требований законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность. Так, в 2020 году Оренбургское УФАС России рассмотрело 311 административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках. В 263 случае административные дела закончились наложением штрафа на лиц, допустивших нарушение. Общая сумма наложенного штрафа в 2020 году составила 3 922 200 руб.

— Спасибо!