В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс-конференция по итогам работы в первом полугодии 2020 года в сфере государственных и муниципальных закупок. Встречу с журналистами провел заместитель руководителя Управления Игорь Анатольевич Быховец.

I полугодии 2020 года в Оренбургское УФАС России поступило 483 жалобы на действия заказчиков при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, из них отозвано заявителями – 39, возвращено заявителю – 77. Среди принятых к рассмотрению жалоб чуть более 30% (были признаны обоснованными – 92), в то время как за аналогичный период 2019 г. обоснованными были признаны порядка 50%.

При этом среди общего числа есть жалобы (около 20%), которые были поданы на действия заказчиков при осуществлении закупок в рамках национальных проектов – «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные автомобильные дороги», «Демография», «Здравоохранение», «Культура», «Образование».

Так, наибольшее количество жалоб было подано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (33 жалобы). Как правило, объектом обжалования были закупки, связанные с благоустройством общественных территорий муниципальных образований Оренбургской области. Так, заказчики допускали нарушения при описании объекта закупки, требований к составу заявки, требований к участникам аукциона, что могло бы привести к ненадлежащему исполнению условий контракта, и, соответственно, неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта.

В целях устранения допущенных нарушений заказчикам выдавались соответствующие предписания (67 за отчетный период) вплоть до отмены итогов аукциона. Поэтому, Оренбургское УФАС России, регулярно обращает внимание Заказчиков на необходимость профессионального подхода при разработке положений любой аукционной документации, а особенно — связанной с реализацией национальных проектов.

Кроме этого, одним из направлений деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В I полугодии 2020 г. в Оренбургское УФАС России поступило 114 обращений заказчиков о включении в РНП подрядчиков, которые уклонились от подписания выигранного ими контракта либо подрядчиков, которые не исполняют принятые на себя обязательства по контракту. При этом, часто победители поясняют, что причиной не подписания ими контракта служат технические сбои: отсутствие интернета, поломка компьютера на котором установлена ЭЦП. А зачастую это невнимательность и халатное отношение к своим обязанностям, в результате чего потребность заказчика остается не реализованной. Также, встречались случаи, когда подрядчик, обосновывал неисполнение контракта по причине пандемии короновируса (хотя обязательства в раках договора должны были быть исполнены еще до ситуации с короновирусом). В каждом конкретном случае Комиссия Оренбургского УФАС России каждому доводу давала соответствующую правовую оценку.

Так, за прошедшие полгода Оренбургским УФАС России было включено в РНП 46 записей об участниках, уклонившихся от подписания контракта и участниках, которые не исполнили свои обязательства по контракту.

Помимо указанного, в рамках полномочий, закрепленных Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», антимонопольным органом проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе. Так, в рассматриваемом периоде проведено 33 таких проверок. В 3 случаях выявлены факты нарушения законодательства о контрактной системе.

В первом полугодии 2020 года Оренбургским УФАС России рассмотрено 178 административных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства о контрактной системе. В 146 случаях административные дела завершились вынесением административного наказания в виде штрафа. Общая

сумма наложенного штрафа составила 1 903 000 рублей. Наибольшее количество дел было рассмотрено по фактам утверждения заказчиками документации об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, по фактам нарушения порядка опубликования информации в рамках исполнения контрактов и способов осуществления закупок.

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», система государственных и муниципальных закупок должна быть максимально прозрачна и открыта, что должно обеспечивать защиту прав участников закупок, а также прав заказчиков на приобретение необходимых им товаров, выполнение работ или оказание услуг.

«Нарушениям в этой области уделяется особое внимание, — отметил Игорь Анатольевич, — в связи с чем в целях предупреждения и пресечения фактов преступных действий должностных лиц, ответственных за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд Оренбургское УФАС России активно осуществляет взаимодействие с УМВД России по Оренбургской области, УФСБ по Оренбургской области, СУ СК по Оренбургской области, прокуратурой Оренбургской области (районными и городскими прокурорами)».

В целях контроля действий заказчиков – хозяйствующих субъектов, осуществляющих закупки в рамках Закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», антимонопольным органом в первом полугодии 2020 года в порядке ст. 18.1 рассмотрено 70 жалоб. Из общего количества рассмотренных жалоб обоснованными признано только 17 жалоб, необоснованными — 46 (7 жалоб было отозвано заявителями). По результатам рассмотрения жалоб было выдано 18 предписаний об устранении нарушений, из них уже исполнено – 15, в стадии исполнения – 3.

Основными видами нарушений, выявленных при организации и проведении торгов, являются: установление в документации требований, не предусмотренных законом, нарушение процедуры торгов, нарушение порядка определения победителя торгов, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе и другие.

В завершение, заместитель руководителя Управления обратил внимание журналистов на то, что Управление не только пресекает выявленные факты нарушений, но и принимает все необходимые меры по их предупреждению: участвует в различных семинарах и круглых столах, доводя до сведения заказчиков изменения, которые были внесены в антимонопольное законодательство, а также ежегодно организовывает публичные обсуждения правоприменительной практики в сфере Закона о контрактной системе и Закона о закупках.