До недавнего времени стандартов для практической профессиональной деятельности специалиста социальной работы разработано не было. Это привело к заметному разрыву профессионального социального образования и требований к кадрам социальной сферы. Кроме того, не оправдывались ожидания граждан, обращающихся за помощью в систему социальной защиты населения, и реализуемой практики.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста социальной работы позволил привести многие требования «к общему знаменателю», построить алгоритм профессии. В нем содержится тот профессиональный минимум действий, умений и знаний, который необходим каждому специалисту социальной работы, с какой бы группой населения он ни работал, и к какой бы проблеме ни обращался.

Так, в соответствии с профессиональным стандартом «Социальный работник», вступившим в силу с 1 января 2015 года, выдвигаются следующие требования к образованию и обучению работника: среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте. Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

Профессиональный стандарт утверждает умения социального работника, необходимые при предоставлении основных видов социальных услуг получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги, а также необходимые знания, которыми должен обладать социальный работник, в т.ч. знать:

— основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;

— основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующие проведение медико-социальной экспертизы, обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, оказание гражданам социальных услуг, пенсионное обеспечение, предоставление пособий и иных социальных выплат, содействие занятости населения, в том числе инвалидов, получение образования, в том числе инвалидами;

— основы психологии лиц старшего возраста и инвалидов;

— основы этики в социальной работе (кодекс профессиональной этики);

— основы организации и принципы ведения домашнего хозяйства;

— правила ухода за престарелыми и инвалидами в домашних условиях;

— основные приемы и методы оказания доврачебной помощи;

— основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.

В настоящее время во всех государственных учреждениях социального обслуживания Оренбургской области проводятся планомерные мероприятия по приведению кадрового потенциала социальных работников в соответствие требованиям профессионального стандарта. Достигается это повышением квалификационного уровня работников, либо переводом на другую должность, профессиональному стандарту которой соответствует квалификационный уровень работников.

Уровень заработной платы конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также от выполнения целевых показателей результативности деятельности работников учреждения за определенный период времени.

В последние два года в соответствии с региональным Планом развития социальной сферы средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения Оренбургской области выросла более чем в два раза: с 6 292 рублей за 2012 год до 13 981,4 рубля за 2014 год.

Темп роста средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания Оренбургской области в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил – 169,9 %, в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 130,8 %.