ВЦИОМ измерил уровень информированности россиян о мерах национального проекта «Демография» по четырем направлениям: «здоровый образ жизни», «поддержка семей», содействие занятости», «поддержка старшего поколения». Опрос проходил среди людей старше 18 лет в июне 2022 года.

Среди наиболее популярных мер: материнский капитал, ежемесячные выплаты на детей до трех лет, семейная ипотека, строительство новых спортивных объектов, диспансеризация людей старшего возраста и программы бесплатного переобучения для определенных категорий граждан.

Здоровый образ жизни

Наиболее известными мероприятиями направления ЗОЖ являются строительство новых спортивных объектов (80%) и регулирование продажи алкоголя и табака (72%).

Респонденты чаще отмечают позитивные изменения в уменьшении курения в общественных местах и повышении доступности спортивной инфраструктуры (с этим согласны по 65% респондентов соответственно). Кроме того, 51% опрошенных соглашается, что люди стали более ответственно относиться к рациону питания.

Говоря о своем образе жизни, чаще всего респонденты отмечают, что они не курят, перестали курить или стали курить меньше (64%), а также что не пьют, перестали пить или стали реже употреблять алкоголь (62%). Кроме того, 40% отмечают, что следят за своим весом, а 38% — правильно питаются.

Почти половина опрошенных декларирует регулярные занятия спортом (48% занимаются физкультурой, спортом регулярно, несколько раз в неделю), 12% — несколько раз в месяц Ключевой фактор, препятствующий занятиям физкультурой, спортом, по словам респондентов, не проявляющих физическую активность, – нехватка свободного времени (46%), а также плохое состояние здоровья (27%), менее существенные причины – недостаток денег (21%), лень (19%).

Федеральный проект «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография» создает все условия для занятий спортом. С момента реализации федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография» открыто 370 спортивных объектов, более 1500 спортивных площадок ГТО. К движению ГТО присоединились 17,9 млн человек, приступили к выполнению нормативов более 10,8 млн человек, выполнили нормативы на знаки отличия 6,2 млн человек. Спортом занимаются 49,4% жителей России.

Регулярные занятия физической культурой и спортом напрямую влияют на сохранение и укрепление здоровья людей. Поэтому приоритетная задача федерального проекта «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография» — увеличение числа россиян, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечение доступности занятий спортом для всех категорий населения, развитие массового спорта и спорта высших достижений, совершенствование спортивной инфраструктуры, подготовка спортивного резерва и кадров для отрасли.

Поддержка семей

Три самых известных меры нацпроекта «Демография»:

  • «Материнский капитал» — о нем знают 98%
  • ежемесячные выплаты на детей до трех лет — 91%
  • семейная ипотека — 86%.

Более половины респондентов (59%, +6 п.п. за последние полгода) отмечают увеличение заботы о семьях с детьми со стороны государства. Наибольшее количество положительных оценок дают женщины и респонденты старше 60 лет, которые являются главными благополучателями нацпроекта.

Программой «Материнский капитал» воспользовались 33% семей опрошенных респондентов, этот показатель вырос на 8 п.п. с декабря 2020 года. Среди респондентов, относящихся к категориям «многодетные семьи» и «семьи с детьми школьного возраста», более половины заявили об использовании программы «Материнский капитал» (63-64%).

Содействие занятости

Топ-3 мер по содействию занятости:

  • программы бесплатного переобучения для определенных категорий граждан — о
  • них знают 74%
  • Центры занятости «Работа России» — 70%.
  • Создание новых мест в яслях для детей до трех лет — 44%.

Поддержка старшего поколения

Наиболее известным мероприятием по поддержке старшего поколения является диспансеризация людей старшего возраста (76%). Более трети респондентов информированы о программе «Активное долголетие» (38%), о бесплатной перевозке людей в возрасте от 65 лет в сельской местности для проведения обследований – треть (33%).

На 14 п.п. (до 34%) выросло с 2020 года число людей, которые сами или их родственники пользовались программами диспансеризации людей старшего возраста.

Всероссийский опрос проведен ВЦИОМ в июне 2022 года методом телефонного опроса.

Вводные данные:

  • число регионов опроса — 80,
  • целевая аудитории — население РФ старше 18 лет,
  • объем выборки опроса — 2000 респондентов,
  • ошибка выборки +/−2,2%.