Место исключительно важное, имея в виду, что сейчас бюджет, казначейская система, налоговая система почти полностью перешли в электронную форму. Необходимо учитывать и движение бюджетных средств, и налоги, и, конечно, можно просто руками, что называется, потрогать, посмотреть, как это выглядит в режиме реального времени, какие технологии используются, как быстро осуществляются проводки бюджетных средств, как быстро можно осуществить платежи в розничной системе с использованием современных налоговых средств. Нам всё это сейчас продемонстрировали. Мы специально приехали к вам, посмотреть, как это выглядит.

Я сейчас полечу уже обратно в Москву и собираюсь продолжить обсуждение этих вопросов вместе с коллегами по Правительству, имея в виду эту очень сложную, важную систему сбора налогов и налоговых платежей, возможности формирования единой методологической основы для этого, о чём, кстати, недавно говорил Президент в своём Послании. Так что в известной степени это такой толчок к обсуждению этих вопросов.

Но налоги мы собираем не ради того, чтобы финансисты были довольны, а для того, чтобы страна жила и развивалась. В частности, налоги необходимы для нормального функционирования социальной системы, включая систему медицинского страхования, развитие здравоохранения.

Как у вас с этим вопросом обстоят дела, какие успехи, достижения?

В.Шанцев: Дмитрий Анатольевич, действительно, мы большое внимание уделили строительству этого центра в связи с тем, что IT-отрасль у нас в области одна из самых развивающихся. Мы неплохо работаем по подготовке кадров и созданию таких ЦОДов. У нас сейчас и ЦОД Сбербанка организован, и Налоговой инспекции, Минфина. Центральный банк принял решение о создании такого же центра.

Я считаю, что это очень правильное направление, потому что налоговая дисциплина, полный сбор налоговых и неналоговых платежей – это основа нашей жизни. За 11 месяцев мы справились с нашими налоговыми заданиями. Рост доходов был 8% по сравнению с прошлым таким же периодом. Думаю, что и годовой наш прогноз мы тоже выполним. Это, конечно, связано с хорошей системной работой по всему реальному сектору экономики. Промышленность имеет темпы роста 110%, строительная – 7%, и даже сельское хозяйство…

Д.Медведев: Вы ожидаете прирост промышленности в этом году на 10%?

В.Шанцев: Мы сейчас уже его имеем. Это в текущих ценах, а если в сопоставимых, то 2%.

Д.Медведев: И то, и другое в любом случае рост, и это неплохо в нынешних обстоятельствах.

В.Шанцев: Безусловно, мы это делаем, как Вы справедливо сказали, не просто для того, чтобы собрать налоги, а чтобы осуществлять расходы на социальную сферу.

Мы полностью все социальные выплаты обеспечиваем. Если 10 лет тому назад у нас было 35 социальных выплат различным категориям на сумму 4,8 млрд, то сейчас у нас 86 социальных выплат на сумму 18,8 млрд. В основном это выплаты инициативные, областные, то есть федеральные законы по некоторым направлениям нас не обязывают к этому. Мы просто видим, что нужда такая.

Если говорить о здравоохранении, то это основная часть наших расходов, где-то около 30% с небольшим. И мы с помощью федерального бюджета в прошедшие три года очень серьёзное внимание уделяли материально-технической базе здравоохранения, для того чтобы создать трёхуровневую систему здравоохранения. Первый уровень – это первичная помощь, амбулаторно-поликлиническая, второй – специализированная помощь (межрайонные центры по видам болезней) и третий уровень – высокотехнологичная помощь. Самое главное – это, конечно, сердечно-сосудистые заболевания, потому что наибольшая смертность была как раз по этому направлению. Сейчас мы выстроили эту систему, и уже говорят, что нижегородцы в Москву не едут – всё вплоть до высокотехнологической помощи осуществляется здесь.

Особое внимание мы, конечно, уделили системе родовспоможения, эта система тоже выстроена полностью. Первичный уровень – это женские консультации, родовые отделения в центральных больницах, где в режиме дневного стационара помогают беременным, в режиме онлайн идёт отслеживание. Им помогают в период беременности и дальше уже распределяют по нашей системе в зависимости от сложности предстоящих родов, в том числе для оказания специализированной помощи – у нас 13 межрайонных перинатальных центров работает. И вот почему я говорю сейчас именно об этом. Мы завершили её создание. Буквально несколько месяцев тому назад ввели в эксплуатацию мощнейший перинатальный центр в городе Дзержинске на 150 коек, который оснащён всеми видами современнейшего оборудования. И второй, в Нижнем Новгороде, акушерский корпус 40-й больницы – это тоже когда повышенная опасность, самые сложные случаи. У нас даже был случай: ребёнок родился 584 грамма, и если бы этой системы не было… Сейчас его выходили, он догнал через какое-то время всех, кто родился с ним в одно время. Поэтому вот это направление сейчас самое главное, но есть проблемы. То есть в целом у нас система обеспечена мощностями, а вот между отдельными территориями пока ещё есть перекосы некоторые. Вот будем дополнять сейчас офисами врачей общей практики, созданием специализированных акушерских пунктов, там, где ещё их нет. И, конечно, нужна новая программа обеспечения врачами так называемых редких специальностей – это педиатры, это неврологи, к ним ещё большая очередь…

Д.Медведев: Это не редкие социальности на самом деле, это так называемые узкие специалисты…

В.Шанцев: Они редкие не потому, что их нет в названиях. Их не хватает физически, почему-то, даже несмотря на то, что мы сейчас резко увеличили заработную плату врачам, всё равно на эти специальности в село люди не едут. И мы сейчас будем решать, какие нужны ещё дополнительные стимулы…

Д.Медведев: Нужно стимулировать, да. Знаете, когда мы начинали заниматься национальным проектом по здравоохранению, у нас была ситуация ровно наоборот: у нас не хватало терапевтов и врачей общей практики. За счёт различных мер стимулирования эту проблему удалось в значительной степени закрыть, поэтому сейчас с терапевтами особых проблем нет, а узких специалистов, наоборот, не хватает. Значит, нужно ориентировать медицинские университеты и создавать условия для работы.

Что касается развития самой системы, хорошо, что это происходит. Понятно, у вас область большая, неравномерная, и нужно стараться выдвигать и фельдшерские акушерские пункты, и ЦРБ чтобы были укомплектованы хорошим оборудованием, врачей готовить, тогда система будет отбалансированной и не будет вызывать нареканий. Ну а то, что сделано, это уже хорошо.