Москва входит в ведущие рейтинги умных городов мира

В столице работают над повышением качества электронных сервисов и внедрением  новых технологий в области управления городом.

Прошедший год стал ещё одним годом бурного развития отрасли информационных коммуникационных технологий в столице. Рынок технологий и связи вырос на 6,5 процента.

«Москва активно занимается развитием информационных технологий и прочно входит в ведущие рейтинги умных городов мира. В столице развиваются информационные технологии в области здравоохранения. Давно уже известна система ЕМИАС: запись к врачу, электронные рецепты, электронные карты больных и так далее. Это и электронные системы в сфере образования, которые включают в себя проход в школу, питание, дневники. Сегодня разрабатывается целая система нового поколения информатизации школ. Стоит отметить и самые современные информационные решения в области городского транспорта, парковки, контроля за движением автомобилей», — рассказал Сергей Собянин на заседании Президиума Правительства Москвы.

 

Внедрение информационных технологий также повлияло на оказание госуслуг, которые жители сегодня могут получить в электронном виде. При этом есть ещё много задач по улучшению информационных технологий во всех сферах жизни города. Для подготовки и внедрения инициатив была создана государственная программа города Москвы «Информационный город».

«В 2016 году акцент в основном делался на проектировании и инициации новых этапов развития информационных систем», — сообщил Министр Правительства Москвы, глава Департамента информационных технологий Артём Ермолаев.

Департамент информационных технологий города сосредоточился на решении таких задач, как:

— повышение качества электронных сервисов (отказоустойчивость, удобство, интеграция);

— создание единого пространства mos.ru;

— повышение доступности сервисов в ключевых каналах, внедрение технологий управления городом на основе больших данных (Big Data);

— проектирование и подготовка ИТ-инфраструктуры к запуску новых сервисов, которые планируются в этом году в ЖКХ, образовании, здравоохранении и других отраслях.

Всего же за прошлый год было выполнено около 350 различных проектов.

Согласно исследованиям авторитетных консалтинговых агентств, в 2016 году Москва занимала ведущие позиции в рейтингах умных городов мира в таких сферах, как образование, здравоохранение, взаимодействие с жителями и ряде других.

Сергей Собянин предложил провести в столице конференцию умных городов и учредить специальную премию: «Каждый город в своё время учреждал какие-то рейтинги в разных областях. Почему бы Москве не выступить инициатором создания такого рейтинга среди мировых городов».

Сотовая связь и интернет

По данным Telecom Daily, средняя скорость мобильного интернета в Москве за год выросла на 35–40 процентов. В сетях 3G она в среднем составляет 12 мегабит в секунду, в сетях 4G — 18 мегабит в секунду. Тарифы на сотовую связь снизились на семь процентов, а мобильный интернет по-прежнему обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка. По доступности фиксированной связи среди всех городов на планете Москва занимает второе место.

«Была обеспечена возможность размещения на городских объектах базовых станций сотовой связи, что кратно увеличило качество связи и, соответственно, её доступность, и позволило сделать рынок достаточно конкурентным. В результате мы имеем дешёвую и качественную связь, что отличает нас от многих других городов», — отметил Артём Ермолаев.

По статистике, каждый четвёртый москвич пользуется мессенджерами WhatsApp, Viber, Telegram и другими. Доля интернет-продаж в общем объёме розничной торговли в столице достигла восьми процентов.

Электронные услуги и сервисы

Столица остаётся лидером среди регионов России по предоставлению электронных госуслуг. В прошлом году объём услуг и сервисов, оказанных и предоставленных москвичам в электронном виде, превысил 196 миллионов. Это почти в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.

Количество зарегистрированных пользователей портала государственных услуг Москвы достигло 5,8 миллиона человек. Это значительно больше, чем покупателей коммерческих интернет-магазинов (4,7 миллиона москвичей).

Сегодня 55 услуг можно получить только в электронном виде — с помощью портала или мобильного приложения (например, оформить пособие при рождении ребёнка). Таким образом, у москвичей нет необходимости лично встречаться с чиновником.

Общение города с жителями становится всё более персонифицированным. Центр уведомлений «Мосробот» в прошлом году делал таргетированные рассылки для трёх миллионов москвичей. Открыли присланные им письма 42 процента получателей (в среднем в мире открываемость электронных писем из государственных органов составляет 30 процентов).

Портал mos.ru

В прошлом году официальный портал Мэра и Правительства Москвы mos.ru подготовили к интеграции с порталом госуслуг pgu.mos.ru. Проект успешно реализовали в начале 2017 года. Теперь mos.ru стал единым удобным инструментом, с помощью которого горожане могут получать информацию о жизни столицы, городские услуги и сервисы.

За 2016 год на порталах семейства mos.ru зафиксировали 367 миллионов посещений — больше миллиона в сутки (для сравнения: в 2015 году — 302 миллиона посещений).

Здравоохранение

В системе здравоохранения 2016-й стал годом почти окончательного перехода на выписку льготных рецептов в электронном виде (97 процентов). Также активно развивался проект электронной медицинской карты (ЭМК). На сегодня оформлено три миллиона карт, 87 процентов из них (2,6 миллиона) — в 2016 году.

Через электронную регистратуру был проведён 101 миллион записей к врачу (на 11,5 процента больше, чем в 2015 году). По данным Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), 88 процентов пациентов смогли попасть к терапевту в день обращения или на следующий день (к педиатру — 85 процентов).

Среди положительных моментов развития российского здравоохранения эксперты аналитической компании The Economist Intelligence Unit (EIU) особо отметили внедрение в Москве систем ЕМИАС и ЭМК в рамках программы «Информационный город».

Образование

В системе образования в 2016 году проектировали и готовили ИТ-инфраструктуру для полномасштабного запуска проекта «Московская электронная школа», который намечен на 2017 год.

Одновременно продолжалось развитие традиционных электронных сервисов в образовании. Среди них, например, электронный дневник, которым сегодня пользуются порядка 1,5 миллиона человек. Электронной системой «Проход и питание» оснащено 3568 зданий образовательных учреждений Москвы (94 процента школ и 70 процентов детских садов). Карты для прохода и питания в школе используют 861 тысяча школьников, 150 тысяч сотрудников и больше 500 тысяч родителей и других родственников дошкольников.

Чтобы повысить уровень владения новыми технологиями, для учащихся и учителей провели 1,7 тысячи мероприятий: экскурсии в ИТ-компании, игры, квесты, выставки и другие.

ЖКХ

В 2016 году начал работать единый диспетчерский центр, помогающий москвичам решать вопросы, связанные с ЖКХ (единый номер: 8 (495) 539-53-53). Сейчас он обслуживает четыре округа Москвы — ЮЗАО, ЮВАО, ЦАО и САО. За год им было обработано два миллиона обращений.

Завершён первый этап внедрения комплексной системы контроля за коммунальной техникой (оснащение бортовым оборудованием ГЛОНАСС). К автоматизированной системе учёта потребления ресурсов (АСУПР) подключено 9,6 тысячи зданий, включая все здания бюджетных учреждений. Система в режиме онлайн учитывает объёмы потребления основных энергетических ресурсов. Это помогает повысить энергоэффективность и снизить платежи горожан и бюджетных учреждений за коммунальные услуги.

Помимо этого, был запущен портал региональной программы капитального ремонта (repair.mos.ru). На нём можно найти информацию о плановых сроках ремонта инженерных систем, фасада, крыши, лифтов и других объектов общедомового имущества. Электронная услуга получения информации о капитальном ремонте стала одной из наиболее востребованных на портале mos.ru.

Городская сеть Wi-Fi

Городская сеть беспроводного интернета в прошлом году продолжала расширяться. Сейчас к ней можно подключиться в метро, в наземном общественном транспорте, на отдельных улицах внутри Садового кольца, во многих парках и студенческих общежитиях.

Артём Ермолаев подчеркнул, что больше нигде в мире такие большие территории не покрываются городским Wi-Fi. В будущем подключиться к сети удастся во всех местах, где она может потребоваться горожанам: в транспорте, на остановках, в парках и общественных зонах, социальных объектах.

Управление бюджетом и привлечение инвестиций

С помощью инвестиционного портала Москвы (investmoscow.ru) за год было реализовано 6,2 тысячи объектов недвижимости. Среднее превышение цены на торгах составило 54 процента.

В Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) города опубликовано 103,9 тысячи закупочных процедур. А число компаний, зарегистрированных на портале поставщиков (market.zakupki.mos.ru), увеличилось почти в 1,5 раза и достигло 57,6 тысячи.

Была запущена и автоматизированная система координации работы органов власти по участию в обеспечении поступления в бюджет города отдельных видов налогов (АИС ОПН). В первую очередь она помогает контролировать своевременную и полную уплату налогов на имущество.

Международное и российское признание успехов Москвы

Российская столица занимает ведущие позиции во многих международных и российских рейтингах и исследованиях, посвящённых умным городам.

Среди них:

— второе место (после Нью-Йорка) — по количеству, функционалу и разнообразию информационных систем в городском управлении (исследование PricewaterhouseCoopers);

— первое место — по доле внедрённых смарт-технологий в здравоохранении (исследование KPMG «Умные города»);

— третье место — по степени внедрения смарт-технологий в области взаимодействия с жителями (KPMG);

— второе место — по доступности связи по цене (McKinsey);

— первое место — по уровню развития информационного общества среди регионов России (рейтинг Минкомсвязи России).

Кроме того, Москва входит в топ-10 по версии McKinsey по скорости фиксированного интернета, которая в среднем составляет в Москве 35 мегабит в секунду.

Городские проекты не раз становились финалистами и лауреатами международных конкурсов и премий. Городская сеть Wi-Fi внутри Садового кольца признавалась лучшим инфраструктурным проектом по версии профессионального сообщества ИТ-директоров России Global CIO. Спецпроект «Узнай Москву» входил в каталог лучших образцов мирового дизайна премии iF Design Awards. А портал Мэра Москвы mos.ru становился лауреатом премии Рунета в номинации «Государство и общество». Также Москва стала финалистом престижной международной премии World Smart City Awards.

Задачи на 2017 год

В сфере образования в 2017 году столица планирует реализовать проект «Московская электронная школа» в 30 процентах образовательных учреждений. Кроме того, будет завершена реализация проекта «Проход и питание».

В ЖКХ будет расширена сфера работы единого диспетчерского центра и автоматизированной системы учёта потребления ресурсов (АСУПР).

В здравоохранении планируется завершить внедрение электронной медицинской карты, развивать централизованный лабораторный сервис и продолжать информатизацию стационаров.

В сфере электронных услуг Москва постепенно перейдёт к персонифицированным смарт-услугам, удобным и доступным каждому в нужный момент. Также в планах обеспечить доступность госуслуг в мобильных телефонах, внедрить чат-боты, мессенджеры и связать сервисы с профилями в соцсетях. «Будем смотреть на потребности москвичей, учитывать, что им больше нужно, какие сервисы в интернете. В зависимости от этого будем искать, кроме доступа в интернет, дополнительные сервисы, которые позволяют быстрее коммуницировать с городской властью — писать предложения, жалобы, замечания», — добавил Артём Ермолаев.

В сфере связи будет продолжена подготовка к крупным мероприятиям (Кубок конфедераций, ЧМ-2018), а также ликвидация мёртвых зон в сфере сотовой связи и расширение городской сети Wi-Fi.

 

фото mos.ru

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: