Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева, открывая пленарную сессию, отметила, что это первая конференция, целиком посвященная важной и сложной теме:

– Для Фонда тема эндаументов не случайна: начиная с 2012 года мы про-водим программу «Целевые капиталы: стратегия роста», направленную на развитие модели и внедрение ее в деятельность некоммерческих организаций. За 10 лет, прошедших с момента принятия закона о целевых капиталах, в России создано более 150 специализированных эндаумент-фондов, некоторые из них достаточно крупные – например, эндаументы МГИМО или Государственного Эрмитажа.

Один из авторов закона и идеологов этого направления в государственной политике, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ Артем Шадрин согласился с тем, что в этой сфере заметны явные успехи. Тем не менее, есть трудности, для преодоления которых требуются усилия как филантропического сообщества, так и государства.

— Донорам часто приходится выбирать, давать средства в эндаумент или на текущую деятельность организации. Выбор между устойчивостью в будущем и необходимостью решать проблемы сейчас не всегда бывает в пользу целевого капитала. Как быть? Расширять в обществе понимание, что эндаумент – это престижно и важно. Например, работать с выпускниками вузов. Тем более, что для университета это хорошая возможность обеспечить связи с бывшими студентами, вовлечь их в жизнь вуза.

Артем Шадрин рассказал, что продолжается работа над внесением поправок в закон, позволяющих благотворительным фондам создавать целевые капиталы: «Это законодательная коллизия, которую давно пора разрешить. Надеемся, что в этом году мы сможем внести законопроект на рассмотрение в Госдуму», — отметил он. Другая важная правовая новация — льготы для юридических лиц, жертвующих в эндаументы, по словам Шадрина, до сих пор не нашла отклика у российских законодателей, несмотря на то, что подобные стимулирующие меры являются общемировой практикой.

По мнению Михаила Швыдкого, специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству, трудности с созданием целевых капиталов лежат за пределами экономики и финансов:

— У организаций много текущих потребностей, на которые деньги нужны немедленно. Эндаумент же – отложенная возможность. Его создание подразумевает стабильную ситуацию в обществе, прежде всего, в отношении частной собственности. Эндаумент требует серьезной пропаганды, связанной с общим пониманием того, как развивается общество и государство. Если у вас есть уверенность, что через пять, десять, двадцать лет правила игры будут такими же, как сегодня, модель будет развиваться. К сожалению, в обществе не слишком доверяют институциям, законодательству, правоприменителям. Не послед-ним сдерживающим фактором является опасение, что создание эндаумента может привести к отказу государства от своих обязательств.

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО, согласился с тем, что вопросы создания эндаументов нередко упираются в проблему доверия:

— Мы, к сожалению, живем в обществе, где круг доверия очень узкий. Для многих жертвователей проблематично отдавать деньги в эндаумент, поскольку они мало знают об этой модели. И даже если понимают ее природу, сомнева-ются в том, что получат цивилизованный, прозрачный отчет об использовании своих средств. Тем не менее, быстрее фонды целевого капитала поймут, что большие компании не в состоянии подменить собой индустрию благотворительности в стране, тем скорее они смогут выстроить правильную, долговременную систему фандрайзинга.

Одна из сессий под названием «Эндаументы в России: быть или не быть?» была посвящена основным заблуждения, связанным с целевыми капиталами: всем ли подходит этот способ повышения финансовой устойчивости, каким организациям имеет смысл создавать эндаументы. Модерируя сессию, Оксана Орачева отметила, что не каждая организация может и должна пользоваться этой моделью:

— Обдумывая стратегический план, следует определиться: нужен ли обычный фандрайзинг, или необходим целевой капитал, сохраняющий деньги на будущее. Факт создания целевого капитала, и сумма, которая в нем аккумулирована, менее важны, чем ответ на вопрос «Зачем?» Зачем существует организация, какую возможность она несет будущим поколениям, зачем людям вкладывать именно в нее? Только тем, кто способен уверенно ответить на этот вопрос, имеет смысл заниматься эндаументом, потому что целевой капитал – это не столько про деньги, сколько про общие ценности, будущее и миссию организаций. Создание эндаументов всегда начинается с философских вопросов, экономические следуют за ними.

Всего более 30 российских и зарубежных экспертов представили на форуме свое видение развития модели целевых капиталов в России. Среди них – выпускники проходившего в рамках программы Фонда «Целевые капиталы: стратегия роста» двухгодичного образовательного курса, который завершился 30 марта в СКОЛКОВО. Они представили практический опыт создания целевых капиталов музеев, театров, университетов.

Участники конференции получили пособие «Целевые капиталы: как со-брать свой пазл», изданное Фондом в 2017 году и обобщившее лучшие прак-тики участников программы.

Закрывая форум, генеральный директор Фонда отметила, что программа «Целевые капиталы: стратегия роста» будет продолжена. Речь идет, прежде всего, об образовательных практикоориентированных курсах. Также в планах Фонда – создание постоянно действующих публичных площадок по продвижению лучших практик. Оксана Орачева и Стив Брюстер, заместитель директора бизнес школы «Саид» Оксфордского университета, анонсировали партнерскую программу повышения квалификации в Оксфордском университете по теме «Социальные финансы».

Участники форума пришли к выводу о необходимости разработки профессионального кодекса специалистов в сфере эндаументов и соответствующей цеховой организации.