Сергей Собянин:

— В 2020 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта России превысил 161 млрд. долларов – рекордное достижение за несколько последних лет. И почти четверть этого объема – 39,86 млрд долларов – обеспечил город Москва.

Объемы экспорта столичных предприятий выросли на 31%. Столичная продукция поставлялась в 183 страны мира. А в список крупнейших импортеров продукции «Made in Moscow» вошли не только традиционные партнеры – Белоруссия и Казахстан, но и Китай, США, Германия и Япония.

Москва экспортирует механическое оборудование, технику и компьютеры, автомобили, химическую продукцию (например, нетканые материалы и полиэтилен) и, разумеется, знаменитые московские продукты – конфеты, напитки и мясные деликатесы.

Немного неожиданный результат на фоне пандемии ковида? Но, в действительности, рост экспорта был подготовлен несколькими годами новой индустриализации Москвы.

Как работает поддержка московской промышленности, можно прочитать здесь, здесь и здесь.

В 2020 г. мы приняли несколько новых решений, в т.ч. значительно расширили целевую поддержку экспорта из Москвы.

Например, впервые был введен «экспортный кешбэк» – грант в размере 10% выручки по экспортным контрактам (но не более 10 млн рублей).

Теперь мы компенсируем не только затраты на транспортировку товаров за рубеж, но и на подготовку к выходу на экспорт.

Большим подспорьем для потенциальных экспортеров стала возможность получить бесплатные аккаунты на мировых маркетплейсах Alibaba.com, Europages.com, а также создание магазинов на Ebay.com и продвижение продукции на Tmall.com. Популярностью пользуется и единственная в своем роде акселерационная программа «Е-com Success».

Есть надежда, что в этом году «выстрелит» еще одна мера – размещение товаров московских производителей в магазинах Duty Free в столичных аэропортах. Все зависит от того, как скоро мы вновь сможем летать по всему миру.

В целом, объем выделенных экспортерам средств в 2020 г. вырос в 7 раз – почти до 500 млн рублей. А число компаний, получивших субсидии и гранты, увели­­­чилось в 5 раз.

В абсолютных цифрах – суммы вроде бы небольшие. 500 млн рублей (6,7 млн долларов) – всего лишь 0,02% от общего объема экспорта Москвы.

Но эти небольшие суммы открыли доступ на глобальные рынки для сотен малых и средних предприятий Москвы.

О некоторых из них – в этом посте.

Более 90 тыс. терминалов для оплаты картами и смарт­фонами компании «Терминальные технологии» работают в странах СНГ, Европы и Азии, в том числе в Софийском метрополитене.

В 2020 г. предприятие получило субсидию Правительства Москвы – возмещение 2 млн рублей, потраченных на сертификацию продукции.

Ещё один поставщик высокотехнологичной продукции – ООО «Фрифлекс» – занимается разработкой мобильных приложений, сайтов, высоко­нагруженных сервисов любой сложности.

В 2020 г. компания экспортировала на Кипр AI-платформу для распознавания шахматных партий.  Город помог участием в выставке Web Summit 2019, по итогам которой компания впервые вышла на экспорт.

Компания «АЛЛЮРЪ» продает за рубеж технику для производства крафто­вого шоколада. Особым спросом она пользуется в США. Но за последние два года география экспорта расширилась за счет Аргентины, Индонезии, Албании, Танзании и Мексики. Город компенсировал компании затраты, связанные с международными перевозками по данным контрактам, в размере более 750 тыс. рублей.

Фирма-ФБ в 2020 г. заключила контракт на поставку детской одежды в Индию. Субсидия на транспортировку товара составила более 800 тыс. рублей.

Компания «Новая идея» поставляет детскую косметику НОМИ (NOMI) во Вьетнам и Казахстан. Благодаря участию в онлайн-выставке и бизнес-миссии предприятие расширило свою экспортную географию.

Компания Lo-Li – производит леденцы из натуральных ингредиентов. Предприятие участвовало в выс­тавке Foodex в Японии, и теперь география её экспорта простирается на Дальний Восток. Компания стала участником  программы индивидуального сопровождения, в ходе которой получила аналитический отчёт и подбор байеров, а также аккаунты на электронных торговых площадках Ebay и Т-mall.

Экспорт – это несложно. Необходимы оригинальная идея и качественный продукт. А Правительство Москвы поможет доставить его потребителям в любую точку мира.