«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

«Комфортный город»: город должен быть разнообразным и способным к изменениям

Главными темами конференции Москомархитектуры «Комфортный город», которая прошла 21 ноября в центре Artplay, стали качество городской среды и психологический комфорт жителей.

По словам Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, стратегическая задача, стоящая перед городом сегодня – это создание равномерно качественной городской среды. «Независимо, говорим ли мы о бывшей промзоне, районе реновации или любом другом спальном районе Москвы, он не должен значительно отличаться по функциям, набору сервисов и качеству среды от центра. Поэтому мы объединили в один разговор такие, казалось бы, разные темы, как развитие промышленных территорий, транспорта, психологический комфорт жителей, рост плотности застройки и т.д., ведь все они в комплексе создают ту самую городскую среду, над которой мы с коллегами работаем», – подчеркнул Сергей Кузнецов.  

Открыла конференцию презентация исследования «Формирование комфортной городской среды при реновации промышленных территорий, железных дорог и природных территорий», подготовленного архитектурным бюро RTDA. В нем эксперты планировали сосредоточиться на подведении промежуточных итогов трех градостроительных проектов – благоустройства московских парков, освоения промзон и внедрения наземных железных дорог в систему городского общественного транспорта. Однако в процессе работы аналитики обнаружили интересную закономерность – каждый большой проект с понятными и осознаваемыми плюсами, одновременно вызывает у жителей близлежащих районов ряд опасений. Елена Попова, руководитель отдела градостроительных исследований RTDA рассказала, что несмотря на общеизвестные позитивные стороны наличия благоустроенного парка рядом с домом, включая стоимость, в среднем на 10-15% превышающую цену аналогичной недвижимости без парка, при проведении благо устроительных работ, жители начинают опасаться роста антропогенного фактора на зеленый массив, высокой световой нагрузки и угрозы застройки части парка. Среди самых распространённых негативных ожиданий от строительства новых станций МЦК и реорганизации промзон: рост числа машин во дворах, шум, дополнительная нагрузка на инфраструктуру.

В рамках обсуждения эксперты отметили, что все эти три проекта в любом случае необходимо реализовывать, но проводя с жителями разъяснительную работу. Спикеры сошлись во мнении, что парки, промзоны и ж/д транспорт объединяет общая черта – сегодня они являются естественной преградой для движения пешеходов и автомобилей. По словам Андрея Гнездилова, главного архитектора проектов архитектурного бюро «Остоженка», все эти три каркаса непроницаемы для дорожной сети и поэтому выпадают из города. Перед парком и железной дорогой тротуар заканчивается тупиком и это проблема, которую нужно решать. В промзонах также нужно создавать проницаемость, но если в небольших проектах это не так сложно, то в крупных требуется дополнительное время и инвестиции.

Михаил Крестмейн, главный инженер ГАУ «Институт Генплана Москвы» считает, что железная дорога должна стать частью общественного транспорта. Это не только создаст удобную систему перемещений внутри города, но и на 10-15% снизит нагрузку на автомобильные дороги. Но нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, единый билет. Во-вторых, интервал движения поездов 4-5 минут и в-третьих, выходы со станций электричек необходимо оформлять как выходы со станций метро. Потому что сейчас город повернут спиной к железной дороге, рядом со станциями находятся гаражи, глухие заборы, а нужны комфортные городские площади.

Обсуждение комфорта и физического, и психологического, прошло через всю конференцию. Главные тезисы, которые сформулировали участники – запросы к городской среде становятся все более персонифицированы и все сложнее объединить людей по единому признаку, потому что приоритеты, стремления очень индивидуальны. Поэтому главная задача города – предоставлять разные возможности. «Человеку свойственно амбивалентное восприятие. Как автовладелец я могу не любить платные парковки в центре, но выйдя из машины, я с удовольствием гуляю по широким удобным тротуарам, жители центра жалуются на шум и толпы гуляющих, но чувствуют себя частью исторического места и понимают, что стоимость их жилья растет. Кроме того, все люди разные – кто-то любит активный стиль жизни мегаполиса, а кто-то хочет жить как в деревне. Поэтому единого рецепта комфорта нет и настоящий город хорош именно своим разнообразием. В исторических городах оно часто складывается самостоятельно с ходом времени, в новых районах его нужно создавать», – считает Владимир Плоткин, главный архитектор, партнер основатель ТПО «Резерв». С ним согласился и Игорь Задорин, руководитель Исследовательской группы Циркон, отметивший, что, во-первых, городская среда должна быть мобильна по своему стилю, ведь жизнь меняется и даже один человек нуждается в разных условиях, в зависимости от возраста, здоровья, семейного положения. Во-вторых, именно потому, что у людей разные запросы и мы не можем на одном участке земли удовлетворить запросы каждого, необходимо расширять мобильные возможности человека, чтобы в случае изменения обстоятельств, ему было не сложно переехать оттуда, где по каким-то причинам стало не удобно, туда, где хорошо.

В мероприятии также участвовали: Татьяна Гук, директор Института Генплана Москвы, Сергей Десятов, генеральный директор Центра дизайна Artplay, Екатерина Ожегова, доцент кафедры Ландшафтная архитектура МАРХИ, Максим Кандыбайло, начальник Управления стратегических проектов Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Дина Дридзе, креативный директор – главный архитектор архитектурного бюро RTDA, Тимур Башкаев, руководитель «Архитектурного Бюро Тимура Башкаева», Юрий Шередега, заместитель начальника управления развития общественных территорий Министерства благоустройства Московской области, Андрей Асадов, генеральный директор «Архитектурное бюро Асадова», Максим Гурвич, руководитель архитектурно-планировочного объединения № 2 ГАУ «Институт Генплана Москвы», Петр Кудрявцев, урбанист, социолог, партнер бюро Citymakers, Артур Шахбазян, заместитель руководителя по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства ГКУ ЦОДД, Рубен Аракелян, основатель архитектурного бюро WALL и Алексей Новиков, президент компании Habidatum.

Организатор конференции – Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, программная дирекция – Research Territory Development Architecture (RTDA), конференция организована при участии Института Генплана Москвы.

«Комфортный город» – серия мероприятий, инициированных Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. Все конференции объединены единой целью – выявить пул наиболее актуальных проблем и интересных тенденций в градостроительной сфере столицы и обсудить их на высоком профессиональном уровне. Каждая конференция посвящена отдельной теме, в формате соответствующем заявленной проблематике.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: