Мосгорнаследие выдало задание на разработку проекта реставрации Мемориального музея художника Аполлинария Васнецова, расположенного по адресу: Фурманный переулок, дом 6, квартиры 21 и 22. В квартире 21 на третьем этаже четырехэтажного здания брат знаменитого живописца Виктора Васнецова провел около 30 последних лет своей жизни (с 1904 по 1933 год).

Мемориальный музей, как и сам дом, в котором он находится, входит в число объектов культурного наследия федерального значения. В нем хранится около 200 картин Аполлинария Васнецова и свыше тысячи графических рисунков и этюдов, а также личные вещи и книги художника.

«Перед разработкой проекта реставрации специалисты оценят состояние музея-квартиры и всех элементов его декоративного оформления, сделают опись мебели и предметов интерьера. Исторический облик помещений воссоздадут по архивным фото и документам», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Как отметил глава ведомства, до наших дней музей-квартира сохранился практически в том виде, какой была при жизни Аполлинария Васнецова. В мемориальной квартире под номером 21 пять комнат: гостиная, кабинет-спальня, мастерская (бывшая столовая), а также две комнаты, которые занимали сын художника Всеволод и его жена Екатерина. Потолки в помещениях украшены лепными розетками, над окнами обустроены тянутые профилированные карнизы, а на полу лежит дубовый паркет XX века. Не изменилась и анфиладно-коридорная планировка квартиры, при которой все помещения соединены между собой.

«Уже готовый проект реставрации поступит на согласование в Мосгорнаследие. Затем будет выдано разрешение, после чего подрядчик сможет приступить к работам. Все этапы реставрации пройдут под контролем специалистов Департамента культурного наследия», — добавил Алексей Емельянов.

Дом 6 в Фурманном переулке был возведен в 1903 году архитектором Иваном Кондратенко, автором проектов более 50 доходных домов в Москве конца XIX — начала XX века. До 1917 года здание принадлежало Анне Шугаевой, она сдавала в нем квартиры. В советское время здесь обустроили коммуналки. Тогда же от пяти комнат в пользовании семьи Васнецовых осталось только три, поэтому столовую пришлось перестроить в мастерскую художника.

Музей в квартире под номером 21 открыли в 1956 году к 100-летию со дня рождения художника, тогда же на доме установили мемориальную доску. Соседняя, 22-я квартира была присоединена к музею позже. В ней находятся три экспозиционных зала с картинами Васнецова. С 1997 года музей-квартира по завещанию детей художника перешел в собственность Государственной Третьяковской галереи.

На мемориальной доске сын и невестка указали, что в квартире 21 Васнецов жил с 1903 года, но сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что он обосновался там только в 1904-м. По воспоминаниям современников, в гостиной художника не раз бывали Иван Бунин, Владимир Гиляровский, Федор Шаляпин, Василий Поленов и, конечно, старший брат художника Виктор Васнецов. В 1920 году здесь Аполлинарий Васнецов написал картину «Московский дворик зимой». Историки предполагают, что это был вид из его квартиры. Сегодня пейзаж висит над столом в его бывшем рабочем кабинете. Там же над турецким диваном и напротив входа — этюды, созданные в усадьбе Демьяново под Клином: «Царский пруд. Демьяново», «На погосте. Демьяново». В Демьянове Васнецовы несколько лет снимали дачный домик. Кабинет обставлен мебелью в неорусском стиле. Она выполнена по проектам художника в Абрамцевской столярной мастерской и московском Кустарном музее.

Справа от входа в гостиную стоит немецкое пианино середины XIX века с бронзовыми подсвечниками. Нам нем играли во время музыкальных вечеров, которые часто устраивали в квартире Васнецовых. На консольном столике возле зеркала — семейная фотография. На ней четверо из шести братьев Васнецовых — Виктор, Аполлинарий, Аркадий и Александр. Неподалеку висит портрет Всеволода Васнецова, написанный Виктором Васнецовым.

В мастерской стоят мольберты, на одном из них — картина «Дача, где я жил». На ней тоже Демьяново. Рядом находится бывший обеденный стол, носивший забавное прозвище «сороконожка», и несколько венских стульев. Этот стол когда-то раздвигали для больших компаний, и он мог вместить до 20 человек. Теперь на нем можно увидеть личные вещи и старинные предметы XVII века из коллекции художника, в том числе сундук-подголовник. Этот сундук, деревянный в своей основе, сверху окован железным панцирем. В XVII веке подобный ларец брали в дорогу, прятали в него ценности и клали под голову на постоялых дворах, чтобы уберечься от воров. Приобретал предметы своей коллекции художник в основном на знаменитом Сухаревском рынке.

Выставочный зал «Родина» в квартире 22 посвящен детству братьев Васнецовых. В витрине между окнами находятся некоторые семейные реликвии. На фотографии с рисунка Виктора Васнецова — посмертный портрет отца, священника Михаила Васильевича Васнецова. Рядом с портретом отца — предметы из дома Васнецовых, которые бережно хранил художник: старинная чернильница, ручка и магнит. Здесь же этюды Аполлинария Васнецова — «Рябовский дом», «Село Мухино», офорт «Село Рябово». В зале «Пейзаж» выставлены картины, которые Васнецов написал во время путешествий по России и за рубежом. А в зале «Старая Москва» собраны работы, посвященные столице. Квартиры 21 и 22 соединены переходом.

Музей-квартира открыт для посещения со среды по воскресенье с 10:00 до 17:00. Подробную информацию о графике работы экспозиций можно узнать на сайте Третьяковской галереи.

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово под Вяткой (сейчас Кировская область) в многодетной семье священника. В 1872 году после окончания Вятского духовного училища по настоянию старшего брата Виктора Васнецова он переехал в Петербург, где учился живописи у него, а также у Василия Поленова и Ильи Репина. В Москву художник попал в начале 1900-х: в 1901–1918 годах он руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 года Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. Скончался художник 23 января 1933 года в возрасте 76 лет.

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Например, летом Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая и до 1956 года назывался «Главмясо». Кроме того, к реставрации готовят бывший доходный дом Товарищества Депре с магазином и винными подвалами, фасады которого выходят на две улицы — Петровку и Неглинную, а также въездные парадные ворота и чугунного фонтана на территории Александринского дворца в Нескучном саду. Кроме того, этим летом завершилась реставрация старейшего в Москве (первая половина XX века) чугунного павильона трамвайной остановки «Красностуденческий проезд». А в октябре начались восстановительные работы гаража Госплана, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова (1890–1974). Это последнее крупное здание, созданное по чертежам знаменитого архитектора Мельникова, оно было построено в 1936 году и стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре. Всего в столице за последние семь лет отреставрировали более тысячи объектов культурного наследия.