Этот стиль появился при Екатерине II и был особенно популярен в конце XVIII — начале XIX века. Он сочетает в себе элементы не только античной архитектуры, но и других стилей — например, барокко и рококо. Так, главный фасад Шефского дома выделен белокаменным портиком (выступающая открытая часть здания, перекрытие которой поддерживают четыре колонны) с двумя пандусами для подъезда к дверям. Фасад украшают пилястры (плоские колонны), филенки (прямоугольные рамки) с лепным декором и белокаменным карнизом.

Изначально трехэтажный дом был жилым — его построили для владельца полотняной фабрики голландского купца И.И. Тамеса. В начале XIX века вокруг здания возвели казармы в стиле классицизма, а купеческий дом выкупили и перестроили для расквартировки офицеров и шефа (командира) полка, отсюда и название дома — «Шефский». В 1970-е годы здание передали Союзу писателей. После реставрации они вновь туда вернулись.

«Реставрационные работы длились около года. Сначала специалисты очистили фасады от старой краски, заделали трещины на стенах, а затем выровняли и загрунтовали их поверхность. После этого реставраторы выкрасили фасады в соответствии с колористическим паспортом здания. Стены — в светло-желтый цвет, а элементы декора — в оттенки белого. Кроме того, была восстановлена белокаменная кладка колонн, цоколя и карниза. Комплексные работы были также проведены в интерьерах Шефского дома. Специалисты восстановили утраченный в советское время лепной декор — карнизы и розетки, привели в порядок винтовую лестницу из белого камня, а также отделку парадной лестницы, выполненную из мраморных плит, и ее литое ограждение. В парадных залах реставраторы по оставшимся оригинальным элементам воссоздали исторический паркет», — пояснил руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Глава ведомства добавил, что реставраторы в ходе работ сделали интересное открытие: на уровне подвального этажа дворового фасада обнаружили исторические белокаменные перемычки оконных проемов и белокаменный цоколь. Специалисты оставили этот участок раскрытым, и теперь любой желающий может увидеть старинную часть здания.

Шефский дом — объект культурного наследия федерального значения, все работы выполнялись по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.

Матвей Казаков (1738–1812) — известный московский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре и один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Он участвовал в разработке нового генерального плана Твери, после того как в 1793 году город сгорел дотла, а также спроектировал архиерейский дом, или Тверской дворец, который стал лучшим зданием в городе и прославил своего автора. Матвей Казаков вместе с Василием Баженовым занимался строительством дворцово-паркового ансамбля в Царицыне. Кроме того, по его проектам в столице возведено множество зданий, которые сохранились до наших дней. Среди них Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, дом 40) генерал-губернаторский дом — ныне здание Мэрии Москвы (улица Тверская, дом 13), Сенатский дворец на территории Московского Кремля и Ново-Екатерининская больница (Страстной бульвар, дом 15).

Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Так, сейчас завершается реставрация здания XIX века на Серпуховской площади, часть его помещений принадлежат Государственному академическому Малому театру.. А в «Зарядье» завершились работы в Старом государеве дворе. В ходе реставрации специалисты привели в порядок фасады и интерьеры одного из старейших зданий столицы.

Этим летом специалисты отреставрировали фасады главного здания Государственного центрального театрального дома-музея имени А.А. Бахрушина. Недавно завершилась и реставрация главного дома городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова, построенного в 1821–1878 годах.

Источник: mos.ru