Лепнина, пилястры и ризалит: фасады усадьбы Прохоровых-Хлудовых отреставрируют до конца лета

Историческое здание в Подсосенском переулке — яркий образец архитектурной эклектики конца XIX — начала XX века.

До конца августа завершится реставрация фасадов усадьбы Прохоровых-Хлудовых. Двухэтажный каменный дом с мезонином и цокольным этажом был построен в конце XVIII века.

Первое упоминание о нем в официальных документах датируется 1803 годом. Историки предполагают, что изначально усадьба принадлежала московскому купцу Алексею Патепалову. В 1870 году ее приобрела у наследников купца Прасковья Хлудова, жена почетного гражданина Москвы Константина Прохорова (представителя династии фабрикантов Прохоровых, владельцев знаменитой Трехгорной мануфактуры).

Новая хозяйка неоднократно перестраивала и достраивала дом. Были отделаны и фасады здания, именно в этом виде они сохранились до наших дней. На первом этаже появилась рустовка (декоративная облицовка), а также центральный выступ — ризалит, выделенный фронтоном, венчающим здание. Три окна в центральной части дома украсили небольшими карнизами-сандриками с лепными гирляндами. В 1901 году был расширен дворовый корпус — к нему пристроили второй этаж.

«Усадьба в Подсосенском переулке представляет собой яркий образец архитектурной эклектики конца XIX — начала XX века. Геометрически правильные формы и четкие пропорции сочетаются с лепниной на фасадах, имитирующими колонны пилястрами и ризалитом. Дом является памятником архитектуры и охраняется государством. Работы по реставрации фасадов усадьбы Прохоровых-Хлудовых уже ведутся. Специалисты очистили фасады дома от загрязнений, выровняли их и окрасили в соответствии с колористическим паспортом здания. Также были воссозданы утраченные декоративные элементы (сандрики, аттики и другие), отремонтированы и частично заменены отливы. Впереди — ремонт и реставрация кровли, белокаменного цоколя и крыльца. В завершение планируем покрыть восстановленный фасад специальным защитным раствором, который будет защищать от осадков, ветра и перепадов температуры», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

До наших дней сохранились художественное оформление и объемно-пространственная архитектура как главного дома (конец XVIII века), так и дворовой пристройки, возведенной Прасковьей Хлудовой. В южной и северной частях усадьбы располагаются проездные ворота. До конца XX века во дворе особняка был сад, однако его разрушили, а на этом месте построили административное здание. Частично уцелел внутренний декор усадьбы — лепнина на потолках и стенах, наборный паркет с фризом (декоративной каймой), плафоны светильников и многое другое. В некоторых комнатах можно увидеть угловые кафельные печи. Последний раз усадьбу реконструировали в 1990-х годах. Сейчас в здании находятся офисы банка.

Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Например, недавно завершилась реставрация главного дома городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова, построенного в 1821–1878 годах. Этой весной также был воссоздан фасад здания Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова. Это кирпичный особняк 1829 года постройки.

В самом центре Москвы, на территории Знаменского монастыря, отреставрирован братский корпус XVII века. Это каменный дом с деревянной кровлей, в котором были размещены двухэтажные монашеские кельи. Его построили костромские мастера Федор Григорьев и Георгий Анисимов в 1684–1689 годах.

Источник: mos.ru

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: