За последние семь лет протяженность столичного метро выросла более чем на 100 километров: открыты десятки новых станций, запущено Московское центральное кольцо (МЦК). Благодаря таким темпам в ближайшем будущем 95 процентов жителей города получат метро в шаговой доступности.

Долгожданные проекты

Самый лучший подарок от города к Новому году получили жители района Ховрино. Здесь открылась новая, конечная станция Замоскворецкой линии. Долгое время район был одним из самых труднодоступных. Его жителям приходилось добираться до центра города на пригородных поездах Ленинградского направления или наземным транспортом до «Речного вокзала». Эта станция была перегружена, ведь она обслуживала сразу несколько районов столицы, а также автобусные маршруты, которые связывают Москву с пригородами и аэропортом Шереметьево.

Транспортная проблема стала очевидной уже давно. Проекты продления линии метрополитена до района Ховрино существовали больше 50 лет. В 1958 году на перспективной карте метро Горьковско-Замоскворецкая линия уже тянулась дальше «Речного вокзала», хотя на тот момент поезда ходили только до «Сокола». Долгожданная станция появилась еще на нескольких схемах, но дальше бумаги дело не шло. В конце 1970-х от планов продления метро и вовсе отказались, переключившись на строительство Серпуховско-Тимирязевской линии. Работы на Замоскворецкой линии начались лишь в 2013 году.

Станция «Ховрино»

В похожей ситуации оказались и жители соседних районов: Бескудниковского, Западного и Восточного Дегунина. Эти территории активно застраивались в 1960-е годы, метро было необходимо уже тогда. Неширокое Дмитровское шоссе стало главной магистралью, соединяющей огромное количество новостроек с центром столицы. Жителям приходилось добираться в переполненных автобусах до «Новослободской». Железная дорога поблизости не спасала ситуацию, ведь около Савеловского вокзала станции метро тогда тоже не было.

Как и в случае со станцией «Ховрино», все ограничивалось лишь планами и схемами. В генеральном плане развития Москвы 1971 года Тимирязевский радиус тянулся от станции «Библиотека имени Ленина» через «Новослободскую» и Савеловский вокзал, вдоль Дмитровского шоссе в район Дегунино, а затем до железнодорожной платформы Марк. Ответвление от него должно было пойти в Отрадное. В 1979 году в районе развилки Дмитровского и Коровинского шоссе даже вырыли котлован. Но в это время активно застраивались районы, расположенные по другую сторону Савеловского направления железной дороги: Отрадное, Бибирево и Алтуфьево. Ответвление превратилось в основную ветку, и метро двинулось туда.

В 2016 году Люблинско-Дмитровская линия значительно продвинулась на север. Был запущен участок с тремя станциями: «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской». Сегодня открыли «Верхние Лихоборы», «Окружную» и «Селигерскую». Но это еще не все, в 2021–2022 годах метро планируют продлить за МКАД, в район Северный. Кстати, это пророчили студенты Физтеха еще в 1996-м, правда, в шутку. Им было неудобно добираться до института в переполненных электричках и автобусах, и 1 апреля они решили всех разыграть: напечатали в типографии наклейки со станцией «Физтех» и расклеили их на схемы метро. Тогда никто не подозревал, что шутка станет реальностью.

Новые станции и направления

Сеть метро разрастается не только на север. Калининско-Солнцевская линия приросла тремя станциями и стала более чем на семь километров длиннее. На новом участке открылись станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». В этом году планируется запустить следующий участок — от «Раменок» до «Рассказовки». Новыми станциями смогут пользоваться жители районов Очаково, Тропарёво-Никулино, Солнцево и Ново-Переделкино.

Для жителей юго-востока строят Кожуховскую линию метро. Ее протяженность составит более 17 километров. На новой ветке, которая будет обозначаться розовым цветом, откроют восемь станций: «Нижегородскую улицу», «Стахановскую», «Окскую», «Юго-Восточную», «Косино», «Улицу Дмитриевского», «Лухмановскую» и «Некрасовку». Кожуховскую линию будут запускать в два этапа. В 2018-м будет готов участок от «Некрасовки» до станции «Косино». В 2019 году ветку протянут до «Нижегородской улицы». Новая линия будет обслуживать жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, а также подмосковных Люберец. Кожуховская линия заберет на себя часть пассажиропотока станции «Выхино» — одной из самых загруженных в столичном метро.

Новыми станциями прирастает и самая старая ветка столичного метрополитена. Сокольническую линию продлевают в ТиНАО. Уже сейчас красная ветка уходит за МКАД, доехать на метро можно до «Румянцева» и «Саларьева». В этом году планируется открыть станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Последняя обеспечит скоростным транспортом жителей Коммунарки. Сюда же придет еще одна линия метро, которую сейчас проектируют. Она будет пересекаться не только с Сокольнической линией, но и с Большой кольцевой, а также с МЦК.

Московские кольца

В сентябре 2016 года начало работу Московское центральное кольцо — наземная железнодорожная линия, плотно интегрированная с метрополитеном. Об успехе этого проекта говорят цифры. За первый год работы МЦК воспользовались 97 миллионов человек.

Протяженность железнодорожного кольца составляет 54 километра, на нем расположена 31 станция. МЦК интегрировано с метрополитеном, причем не только за счет пересадок, фактически это единая система. Для оплаты поездок используются те же билеты, что и на всем городском транспорте Москвы: «Единый», «90 минут» и «Тройка». Перейти бесплатно с метро на Московское центральное кольцо и наоборот можно в течение 90 минут. На схемах подземки МЦК обозначено красно-белой линией.

Еще более масштабный проект пока находится в стадии строительства. Это Большая кольцевая линия, второе подземное кольцо московского метро. Его общая протяженность составит более 68 километров. На новом кольце будет работать 31 станция, с 21 из которых можно будет пересесть на другие линии метро и станции МЦК. Большая кольцевая сэкономит массу времени пассажирам: чтобы пересесть на соседнюю ветку метро, теперь не придется ехать в центр города. По подсчетам экспертов, каждая поездка станет быстрее примерно на 20–30 минут. Ежедневно новым кольцом будут пользоваться около одного миллиона человек.

Большую кольцевую линию планируют полностью достроить в 2021–2022 годах. Сейчас открыт первый участок  длиной 10,5 километра, он включает пять станций: «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошёвскую», «Шелепиху» и «Деловой центр».

Источник: mos.ru