— На каком маршруте вы работаете?

— В основном на 688-м — от Озерной улицы до Крылатского. Но водитель обязан знать все маршруты парка, потому что диспетчер может отправить и в другую колонну.

— У вас есть любимый маршрут?

— 688-й. Мне не нравятся короткие маршруты, а этот длинный: час-полтора туда, час-полтора обратно.

— А выделенки есть?

— Да, процентов 70 пути на маршруте № 688 — выделенка. Это упрощает жизнь. Я ездил по этому маршруту, когда выделенной полосы еще не было, и сейчас автобус идет быстрее.

Без турникетов стало проще работать

— В вашем автобусе есть турникеты?

— Отменили турникеты, и проще стало работать: теперь люди заходят во все двери. Посадка, конечно, стала быстрее.

— Вам, как водителю, какая система удобнее — турникетная или бестурникетная?

— Удобнее без турникетов: подъехал, открыл все двери, закрыл, поехал. Посадка проходит быстрее, значит, быстрее едешь. И билеты стали меньше брать.

— Пассажиры теперь нечасто покупают у вас билеты?

— Раньше я продавал 50 штук в день, сейчас — 50 за неделю. Выручка упала сразу, но мне так удобнее: не надо отвлекаться, просто открыл двери, пассажиры сели, и поехал.

— Погода влияет на вашу работу?

— Когда идет снег, пассажиров в автобусах заметно прибавляется. Люди пересаживаются на общественный транспорт, и на маршруты выходят резервные машины.

Каждый водитель отслеживает интервал между автобусами

— Сейчас на остановках есть электронные табло, которые показывают, когда прибудет автобус. Как удается соблюдать график?

— Мы работаем по АСОВ (автоматизированная система оповещения водителей «Интервал» — Прим. mos.ru), я вижу на мониторе, где находятся автобусы моего маршрута, причем и те, что идут впереди и те, что позади. И если я начинаю догонять, то сбавляю скорость, чтобы держать интервал и не было такого, что две-три машины разом пришли, а потом никого нет. Каждый водитель отслеживает этот интервал между автобусами. Не всегда, конечно, так получается, но стараемся.

— Как давно вы работаете водителем?

— С 1992 года.

— Почему вы выбрали именно эту профессию?

— У меня папа здесь работал. Отец спросил: «Пойдешь?» — «Пойду». Я как раз пришел из армии, хотел еще одну категорию получить. Так и остался, затянуло.

— Что вам в этой работе нравится больше всего?

— Нравится людей возить спокойно. И коллектив у нас хороший, начальство хорошее.

Надо больше улыбаться и не конфликтовать

— С пассажирами сложно работать?

— Сложно, но надо больше улыбаться и не конфликтовать. На разных маршрутах пассажиры разные, например на 720-м, который проезжает станцию метро «Юго-Западная», очень много приезжих, они постоянно спрашивают, идет ли автобус туда-то, а как туда проехать. На 718-м, 752-м тоже постоянно вопросы. А на 688-м одни и те же ездят.

— То есть у вас есть постоянные пассажиры?

— Я открывающим постоянно работаю, начинаю в 05:14 и вижу одни и те же лица. И здороваются, и бабушки конфеткой иной раз угостят, яблочком. А когда день-два на другом маршруте работаю, прихожу — они: «Где ты был?» Привыкли уже.

— Вы помните свой первый рейс?

— Первый рейс, конечно, был самый сложный, руки тряслись, ведь впервые это переживаешь. А сейчас уже все доведено до автоматизма.

Автобусы стали комфортнее, безопаснее и легче в управлении

— С тех пор и подвижной состав изменился. Что вам больше всего нравится в современных автобусах?

— У новых автобусов тормоза хорошие, поэтому они безопаснее. Они стали комфортнее: климат-контроль, низкий пол. Пассажирам удобнее проходить, особенно инвалидам и тем, кто с колясками. Всегда стараешься подъехать поближе к остановке, чтобы людям было удобнее.

— Недавно «Яндекс» тестировал беспилотный автомобиль в Москве. Как думаете, вытеснят беспилотники водителей автобусов со временем?

— Не вытеснят. Я считаю, что человек все равно будет сидеть за рулем.

— То есть вы даже не задумывались, какую профессию выбрать, если придется сменить свою?

— Нет. Я как пришел из армии, так и остался верен своему делу.

— Общественный транспорт стал популярнее у горожан за последние годы?

— Вообще пассажиров стало больше, но все зависит от погодных условий. Как снег выпал — мы ходим битком, сразу все свои машины оставляют, народу прибавляется.

— А культура вождения поменялась?

— Можно сказать, что водители стали вежливее. Но автобусы все равно не пропускают, из десяти человек двое пропустят, чаще женщины, как я заметил. Таксисты занимают наши остановки, и приходится маневрировать.

Мы стали ездить намного быстрее

— В большом городе сложно водить автобусы?

— Нет, дело привычки, к тому же опыт. Когда привыкаешь, нет ничего сложного и страшного в том, чтобы перестроиться. Я считаю, что не надо лезть внаглую, все равно люди вежливые есть, кто-то пропустит. Главное — быть внимательным, стараться плавнее двигаться, не тормозить резко, соблюдать скорость.

Бывает, приходят молодые в парк, месяц-два-три — и увольняются, видимо, сложно им. А мне все нравится, мне легко и просто, работаю спокойно.

— Какие перемены на дорогах вы бы отметили как водитель?

— Автобусные полосы — это хорошо. Мы стали ездить намного быстрее. В основном на всех маршрутах теперь есть выделенки.

Источник: mos.ru