Вместо выпиливания лобзиком — программирование робота, вместо киянки — 3D-принтер. Кто не мечтал о таком уроке труда? Для сегодняшних московских школьников это реальность. Например, в школе № 1298 есть конструкторские бюро, где ученики сами придумывают макеты, создают проекты и тестируют их. А в школе № 293 занимаются робототехникой, электротехникой и 3D-моделированием.

Для тех, у кого в классе нет таких мастерских, уроки технологии проводят в детских технопарках и колледжах, где есть современное оборудование — инновационное, высокотехнологичное. И если раньше результатом труда ребят и учителей были табурет, фартук или винегрет, то сегодня это квадрокоптеры, агрокомплексы и умные кормушки.

Колледжи проводят занятия для школьников с прошлого года. В 2017/2018 учебном году в проекте участвует 39 колледжей, куда на уроки технологии приходят больше семи тысяч детей из 101 школы. Они работают на настоящем оборудовании в реальных профессиональных условиях.

Собрать робота и наладить локальную сеть в колледже

Одно из самых популярных направлений — робототехника. С ее основами ученики восьмого класса знакомятся в колледже железнодорожного и городского транспорта. «Они посмотрели основные структурные элементы робота и пытаются собрать элементарные схемы управления», — объясняет преподаватель Юрий Обыденков. Главная сложность — правильно расположить светодиоды, датчики расстояния и понять, как ими управлять с помощью программы.

К концу урока небольшой автомобиль, конечно, не поедет: за 45 минут школьники успеют только собрать схемы управления. Но они получат первые навыки программирования и разработки алгоритмов для робота, который сможет обнаруживать неровности и двигаться автоматически. А еще научатся быть частью команды, потому что они работают в парах и сами решают, кто какие задачи выполняет.

Еще одна профессия, даже не будущего, а уже настоящего, — сетевое и системное администрирование. На этих уроках детей знакомят с устройством локальной сети и современными средствами передачи информации. Ребята настраивают сетевые параметры, составляют список нужного технического оборудования и передают информацию на компьютеры локальной сети.

Для будущих автовладельцев проходят уроки, посвященные диагностике неисправностей и наладке стартеров автомобилей. Здесь ученики восьмых — десятых классов разбирают и собирают генераторы машин. «Теперь они знают, как проверить генератор, за что отвечает тот или иной узел», — рассказывает преподаватель Алексей Шуляк. Сейчас для них это хобби, которое позже для кого-то станет профессией. А даже если не станет, умение починить авто пригодится в жизни.

Познакомиться с профессиями будущего в технопарке

С похожими направлениями школьники шестых — седьмых классов знакомятся в детских технопарках. Программа включает четыре модуля: «Сделай сам», «Информационные технологии», «Промышленный дизайн» и «Робототехника». Все они представлены, например, в технополисе «Москва», где занимаются 300 ребят из пяти школ.

Одними из первых, кто попал на уроки технологии в детский технопарк, стали 73 шестиклассника из школы № 1423. Они проводили там один день в неделю, чтобы создать квадрокоптер, умную кормушку для рыб и распечатать на 3D-принтере очки собственного дизайна. «Дети поняли, что знания получают не только в школе — можно использовать все ресурсы города для обучения», — объясняет директор Ирина Ульянова.

Уроки по программам технопарков идут и в самих учебных заведениях. Например, в школе «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова изучают промышленный дизайн и технологии виртуальной реальности. А в школе № 439 «Интеллект» — геоинформатику и космос.

Всего в первом полугодии этого учебного года уроки по программам технопарков посещают ученики 20 школ и студенты шести колледжей. Причем Москва — единственный регион, который проводит в технопарках школьные уроки технологии. Это позволяет детям не только попробовать себя в профессиях будущего — если учеба идет хорошо, у них будет возможность подписать отложенный трудовой договор с компанией-резидентом.

Как все это удалось? Пришлось менять содержание предмета. «Идея приблизить содержание школьного урока технологии к реальной жизни появилась несколько лет назад. Это попытка уйти от винегрета и табуретки, не ограничиваться ими, а пойти дальше — развивать не только практические навыки, которые понадобятся на кухне, но и дополнить урок реальными технологиями, которые окружают школьника», — говорит заместитель руководителя Департамента образования Татьяна Васильева.

Другим стал и подход к преподаванию. Одни из главных принципов технологии «по-новому» — применение знаний на практике, метапредметность, проектное обучение. С первым понятно: знания не лежат мертвым грузом, а сразу используются. Метапредметность значит, что один урок объединяет навыки, полученные на нескольких других, например на физике, геометрии, черчении и информатике.

Проектное же обучение нужно, чтобы ребята могли создавать реальные востребованные вещи. Это, например, интеллектуальный агрокомплекс, который в детском технопарке создали ученики из школы № 2087. Разработка полезная: вы уехали в отпуск, а система сама поливает и освещает цветы, когда нужно. Или это может быть робот, чьи датчики видят препятствие и разворачивают его в нужную сторону. Восьмиклассники на таких занятиях учатся печатать на 3D-принтере, программировать, собирать макеты и тестировать свои разработки.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Интерактивные кульманы и поля для испытания роботов: как школьники осваивают профессии будущего

Уроки технологии, по сути, превратились в профориентацию: дети знакомятся с разными областями и выбирают ту профессию, что больше нравится. «На сегодняшний день московские школьники очень хорошо ориентируются в мире технологий и умеют делать осознанный выбор к девятому классу, когда приходит пора определяться: либо профильное обучение, либо поступление в профессиональное образовательное учреждение», — говорит Татьяна Васильева. Все это благодаря системе образования, которая работает на интерес ребенка, давая ему все возможности для творчества.