К юбилею великого соотечественника, выдающегося русского живописца, графика и мастера портрета, академика Императорской Академии художеств в читальном зале библиотеки-филиала №4 им. М.М. Коцюбинского организована арт-выставка «Валентин Серов: служение Отечеству и красоте». Лейтмотивом выставки стала цитата биографа В.А. Серова, русского и советского художника Игоря Грабаря: «Две основные черты характера … объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте».

Вошедшие в названия рубрик выставки цитаты ярких представителей Серебряного века русской культуры раскрывают правдиво-уважительное отношение современников к творчеству юбиляра: «Серов отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю» (Александр Бенуа), «В Серове был не столько художник, сколько искатель истины» (Константин Коровин), «Серов реалистичен в самом лучшем значении этого слова…» (Валерий Брюсов), «Светлым, стремящимся к правде искусством закрепил свою убедительность в жизни» (Николай Рерих).

Искусствоведы полагают, что творящему на рубеже веков новатору русского изобразительного искусства Серову суждено было стать «связующим звеном» между русской классической живописью XIX века и новациями Серебряного века. Не случайно Андрей Белый называл Серова «эпохальным художником».

Удивительно разнообразный жанровый диапазон работ Серова включает пейзажи, графики, исторические картины, иллюстрации (в том числе к басням Крылова). Художественный наставник Серова Илья Репин, называвший своего ученика «зарождающимся Геркулесом в искусстве», утверждал: «Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем более вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования». А Леонид Андреев называл творчество Серова «тайной – необъяснимой и влекущей к себе».

Не обошла стороной творчество Серова и «крымская» тема. В 1880 году юный Серов сопровождал своего учителя Репина (работавшего над картиной «Запорожцы»), в творческой поездке на Украину и в Крым. А в 1893 году Серов отдыхал в Крыму на даче, где и написал картины «Ифигения в Тавриде» и «Татарская деревня в Крыму». Кстати, одна из центральных улиц Симферополя названа в честь отца Валентина Серова – композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова, который в молодые годы занимал в крымской столице должность товарища председателя Таврической уголовной палаты, а в свободное время писал оперы и создавал аранжировки.

Но все же, Валентин Серов был и остается выдающимся мастером именно портретной живописи. «Портрет Серова – это целая характеристика плюс живопись почти старых мастеров – умная, простая, энергичная» – отмечал Михаил Нестеров. Широкую известность молодому портретисту принесли его первые работы  «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». «Меня ужасно интересует нечто, глубоко запрятанное в человеке» – писал Серов. Созданная им «портретная галерея» включает портреты Александра III, Николая II и других представителей царской фамилии, портреты корифеев русской сцены Шаляпина, Ермоловой, Ленского, Федотовой, композиторов Римского-Корсакова, Глазунова, художников Коровина, Левитана, Репина и др. 

В 1911 году, в день прощания России с ушедшим из жизни в 46 лет великим русским художником, Николай Рерих пророчески написал: «Мы и наши дети будем видеть, что произведения Серова оценены все более и более и помещены на лучших местах, а в истории искусства Серову принадлежит одна из самых красивых страниц».