Соглашение об этом было подписано 10 апреля на Московском международном салоне образования участниками проекта – МДЦ «Артек», Фондом социально-культурных инициатив, Институтом востоковедения Российской Академии наук и Севастопольским государственным университетом. Сотрудничество предполагает организацию и проведение поисковых исследований в целях локализации и обследования места гибели теплохода «Армения». 

6 ноября 1941 года «Армения» вышла из Севастополя под руководством капитана-лейтенанта Владимира Яковлевича Плаушевского. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. В Балаклаве судно приняло специальный груз – ящики с неизвестным поныне содержимом, которые были доставлены на борт в сопровождении сотрудников НКВД (предполагается, что это могли быть ценности музеев Крыма). 7 ноября теплоход «Армения», имевший отличительные знаки санитарного судна, был атакован немецкой авиацией и затонул.

Точное местонахождение судна на морском дне до настоящего времени неизвестно. Предположительно судно затонуло в акватории, прилегающей к берегам «Артека». Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Теплоход «Армения» построен в 1928 году в линейке первых советских лайнеров на Балтийском заводе в Ленинграде. В начале войны теплоход был переоборудован в санитарно-транспортное судно и принимал участие в эвакуации мирных жителей и раненых из Одессы и Севастополя.

Научная морская экспедиция начнет свою работу уже в мае, в ходе профильной смены Международная детская военно-историческая Ассамблея «Вечный огонь-2019» (ее проводит тематический партнер «Артека» – Фонд социально-культурных инициатив).

Идея экспедиции выросла из многолетнего сотрудничества «Артека», Фонда социально-культурных инициатив, Севастопольского Государственного Университета и Института востоковедения РАН. Во время профильных смен ФСКИ в «Артеке» специалисты СевГУ университета и Института востоковедения РАН проводили для артековцев лекции по подводной археологии – институт более 20 лет занимается подводными археологическими исследованиями в Черном море и у берегов Крыма в частности. Заинтересованность артековцев историей гибели теплохода «Армения» привела к идее создания совместного проекта по изучению этой трагедии. На всех этапах проведения экспедиции планируется участие воспитанников «Артека» из числа профильных отрядов и смен. Экспедиция будет сопровождаться проведением социально-значимых и воспитательно-патриотических мероприятий.

И.о. директора МДЦ «Артек» Константин Федоренко рассказал, что проект важен для детского центра «не только в силу своей причастности к жизни «Артека», но и самой памятью о Великой Отечественной войне, которую мы неизменно прививаем детям». «Кроме того, артековцы смогут прикоснуться к настоящим научным исследованиям и даже внести в них свой вклад», – подчеркнул Константин Федоренко.

Генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив Дмитрий Соловьев отметил, что гибель теплохода «Армения» – возможно, самая крупная по количеству жертв морская катастрофа в мировой истории: «Кроме большого количества людей, на борту судна находились архивы, музейные коллекции и собрания. Попытки обнаружить теплоход предпринимались неоднократно. Однако найти «Армению» на морском дне до настоящего времени не удалось. Надеемся, что наша попытка будет успешной. Обнаружив это судно, мы получим возможность ответить на многие вопросы, связанные с его гибелью».

Руководитель подводно-археологической экспедиции Института востоковедения РАН, к.и.н. Виктор Лебединский рассказал о большой научной значимости проекта: «Теплоход «Армения» — это, безусловно, интереснейший исторический объект, трагическая страница истории нашего Отечества и истории мирового мореплавания в целом. Ценность обнаружения этого объекта состоит еще и в том, что при его поисках будут отработаны самые современные методы поисковых работ, использованы самые совершенные технические средства для глубоководных исследований, которые в перспективе можно будет использовать для поиска и изучения подводно-археологических объектов. Подобные исследования на больших глубинах ведутся сегодня в южной части Черного моря: там обнаружены практически целые корабли, относящиеся по всей видимости к эпохе средневековья».