Уважаемый Сергей Васильевич! Уважаемые коллеги! Уважаемые друзья!

Предваряя своё короткое выступление, скорее –  приветствие, прежде всего от лица всех присутствующих я обращусь к двум главам (Саянского и Нижнеингашского районов) Игорю Валерьевичу Данилину и Петру Александровичу Малышкину, моему земляку. Их объединяют простой факт – одному 50 лет, другому – 60 лет сегодня. Пожелаем им новых успехов, поддержки земляков и, конечно же, большого личного счастья. Спасибо!

Уважаемые коллеги!

Главными действующими лицами съезда являетесь вы – представители муниципальной власти. Поэтому с докладом по повестке выступит глава города Красноярска Сергей Васильевич Ерёмин. Тем не менее, в своем выступлении я хочу обозначить несколько задач, которые считаю наиболее актуальными, задач, которые вытекают из повестки сегодняшнего дня. 

Отмечу, что нынешний съезд Совета муниципальных образований – особенный. Он проходит спустя месяц после оглашения Послания Федеральному Собранию, с которым выступил Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Это событие стало не просто важным, оно стало историческим, поскольку положило начало обновлению нашего основного закона – Конституции. Среди поправок есть и такие, которые напрямую затронут конструкцию муниципальной власти. Речь идет о включении органов местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Хочу подчеркнуть, что особое внимание уделяется такому институту, как Государственный совет. В него, как известно, входят руководители регионов России. Это означает новые дополнительные возможности для нас, для руководства субъектов Российской Федерации, в отстаивании их интересов на федеральном уровне, и этот факт, безусловно, нельзя не приветствовать.

Более подробно о поправках сегодня расскажет сопредседатель рабочей группы, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас. У нас есть уникальная возможность его послушать, коль скоро он является нашим красноярским представителем, нашим сенатором.

Как известно, голосование по конституционным изменениям будет не только парламентским, но и всенародным. Поэтому уже в ближайшие дни нам предстоит включиться в большую организационную и разъяснительную работу для того, чтобы создать все предпосылки для свободного волеизъявления наших земляков-красноярцев и соблюдения при этом всех демократических процедур и законодательных требований, которые действуют в этой сфере.

Напомню, что в своей речи Президент нашей страны подчеркнул, что приоритеты сегодняшнего развития и сегодняшней непростой ситуации требуют нового качества управления.

Поэтому в день оглашения послания последовала отставка федерального Правительства. Его новый состав с первых своих шагов демонстрирует намерение слышать регионы, и в то же время проявляет предельную требовательность к нашей работе. Говорю об этом не понаслышке, не по рассказам, в течение двух последних недель у меня состоялась  серия встреч и с министрами, и с вице-премьерами нового Правительства,  и я четко знаю, что от нас ждут.

Магистральным направлением наших совместных дел были и остаются национальные проекты. В достижении их показателей есть немало объективных трудностей: это и лимиты бюджетного финансирования, они не безграничны, мы понимаем, а люди ждут многого; это и невысокий платёжный спрос населения. Если речь идёт о строительстве жилья, то достичь установленных показателей непросто. И так далее…

Именно поэтому мы должны исключить здесь влияние чисто субъективных факторов – бюрократических проволочек, расхлябанности, которые, увы, иногда приводят к тому, что намеченные на летний период работы завершаются уже по морозу, по снегу, а запланированные к вводу социальные объекты сдаются, что называется, на флажке – чуть ли не в новогоднюю ночь. Задачи перед нами стоят по-настоящему серьёзные, за них спросит и население, и Президент, и поэтому для их выполнения не нужны подвиги и рывки, нам нужна продуманная, ответственная и ритмичная работа.

Как известно, наряду с национальными проектами в крае сформированы и собственные региональные приоритеты. Они также очень важны и требуют особого внимания. К их числу относится, прежде всего, повышение инвестиционной привлекательности, поддержка всех форм деловой активности. Я об этом говорил, говорю и, судя по всему, буду говорить еще не раз. Скажу откровенно, нам приходится прикладывать немало усилий для реализации базовых проектов «Енисейской Сибири». Они призваны стать локомотивами продвижения красноярцев к новому качеству жизни – принести миллиардные доходы в бюджет, дать тысячи новых рабочих мест, радикально изменить к лучшему социально-экономический ландшафт нашего региона. Но здесь всё непросто – есть не только за что бороться, но и с кем и с чем бороться. Зная, как всё это достаётся, я вправе требовать от вас, уважаемые коллеги и уважаемые друзья, такой же работы на местах. А именно: проявления настойчивости, последовательности и упорства в развитии так называемой малой, или локальной экономики. Она есть и будет нашим приоритетом на обозримую перспективу.

К концу прошлого года в работе у муниципальных образований края было в разной степени готовности 33 муниципальных комплексных проекта развития. В декабре три из них, не без трудностей, с обсуждением были приняты. Это Шушенский район, Шарыповском район и Сухобузимский. На этот год я поставил перед Правительством края задачу серьёзно расширить географию этих проектов, при этом опережающее развитие южных и северных территорий остаётся одним из ключевых приоритетов.

Хочу сказать, что в Канске за  последние полгода намечаются серьезные подвижки делового плана. Я попрошу руководство города Канска всерьез отнестись к своим инициативам в части развития социальной сферы и наведения порядка в городе.

Уважаемые друзья, я вас очень прошу, точнее, настоятельно вам рекомендую – выходите из кабинетов, идите к людям. Помогайте всем, кто в нынешней непростой ситуации нуждается в помощи, – это наша святая обязанность. Но в то же время ищите и поддерживайте тех, кто проявляет инициативу, хочет и может создать пусть небольшое, но собственное дело. В том числе и по этому показателю – по количеству небольших начинаний, будет оцениваться и качество вашей работы как руководителей.

Отдельно хочу сказать о благоустройстве наших городов и весей, а также о наведении порядка в лесной отрасли. Поверьте, это не лозунг и не кампания. Это твёрдый курс с расчётом на результат. Вместе, подчёркиваю – вместе, мы обязательно этот результат получим. Желательно только никого не потерять по дороге. Поэтому настраивайтесь, предлагайте свои решения. Активная фаза этой работы уже началась.

О социальной инфраструктуре. Как известно, в ближайшие годы планируется спроектировать, построить и реконструировать более ста объектов

в сферах образования, здравоохранения, спорта, культуры. Наш не безграничный, но все-таки серьезный бюджет позволяет это сделать. Главным образом речь идет о малых городах и районах, поскольку именно туда мы смещаем сейчас акценты бюджетной политики.

По моему поручению, и я благодарен депутатам за поддержку этого поручения, будет проводиться реконструкция дополнительно до десяти библиотек в год,  вдвое увеличен на финише бюджетного процесса объём финансирования строительства и ремонта сельских домов культуры,  до одного миллиарда рублей дополнительно направляется на ремонт и строительство региональных автодорог. Хотя по их  качеству мы и входим в пятерку лучших, но работы здесь непочатый край.

Законодательное Собрание поддержало также выделение дополнительных средств на строительство сельских школ в Манском, Большемуртинском, Ирбейском и Абанском районах. Здесь они нужны в первую очередь. Вы знаете этот перечень, и поэтому сейчас должны начинать подготовительную работу по реализации этой программы на территории и вовлекать в этот процесс своих земляков. Ведь все это строится для людей, поэтому общественная заинтересованность, инициатива, обсуждения, предложения, все это пойдет на пользу делу.

Главы часто и справедливо поднимают вопросы финансирования. И рассчитывают на большую самостоятельность в этих вопросах. В краевом бюджете учтена передача муниципальным образованиям отдельных нормативов по налогам. Я понимаю, что в этом направлении делать надо больше. Но давайте научимся качественно работать с тем, что есть. А потом решим, какие шаги надо сделать в будущем, как поддержать самостоятельность, как поддержать лидера.

Мы готовы стимулировать дальнейшее совершенствование территориальной организации местного самоуправления, а также внедрять механизм инициативного бюджетирования, когда жители сами определяют направления расходов и участвуют в финансировании работ. Такая модель эффективна – деньги направляются туда, где они больше всего востребованы, где субсидией распоряжаются по-хозяйски.

Конечно, для воплощения в жизнь всех планов нам нужны квалифицированные управленцы. Сегодня на местах ощущается серьёзный дефицит кадров. Это большая управленческая проблема. Причин много, одна из них – низкая зарплата. Квалифицированные специалисты не идут в муниципальную власть. И это надо сказать прямо. Считаю целесообразным повысить муниципальным служащим заработную плату в текущем году и учесть это в весенней корректировке краевого бюджета, формирование которой заканчивается в ближайшие недели.

И ещё об одном. Эффективность работы управленческого механизма в крае может укрепить наше более плотное рабочее взаимодействие. Всем членам краевой исполнительной власти не мешает чаще бывать на местах, а главам районов – в кабинетах краевых руководителей, включая кабинет Губернатора. И не только с просьбами, но и с конструктивными идеями и предложениями, как вашего районного, так и краевого масштаба. Я знаю, что у вас есть желание, у вас есть инициатива, творчество, и на краевом уровне все это будет востребовано.

В завершение – о том, что сегодня для всех нас особенно важно. 2020-й объявлен Президентом России Годом памяти и славы. Мы должны достойно отметить этот по-настоящему великий праздник. При этом проявить высочайшее уважение к конкретным людям – тем, кто защищал Родину с оружием в руках, кто ковал Победу в тылу. Именно эти качества – особая чуткость, особая душевная щедрость – всегда отличали нас – сибиряков.

Уважаемые коллеги!

Резолюция 10-го съезда Совета муниципальных образований стала значимым документом, по которому «сверяли часы» органы краевой и муниципальной власти. В документы, которые мы принимаем, надо заглядывать и надо их исполнять. У нас есть все основания полагать, что по итогам нынешнего, 11-го форума будет выработан комплекс действенных рекомендаций и намечены ориентиры совместной работы на благо жителей Красноярья. Уверен, сплочённость, профессионализм и вера в собственные силы станут для всех нас залогом серьезного успеха!

Желаю участникам съезда плодотворной работы.

Благодарю за внимание.