Модератором площадки стал один из топовых архитекторов края Антон Шаталов. Он выстроил программу встречи таким образом, чтобы была возможность высказаться не только у экспертов, но и у заинтересованных зрителей в зале.

Первым слово взял заместитель директора института Гипрогор Максим Перов (г. Москва). Он рассказал о роли генерального плана в экосистеме города. Насколько стратегический документ влияет на положительную динамику роста и как он тормозит процессы при неправильной разработке. С этой ситуацией столкнулись красноярские власти, когда началась реализация принятого в 2015 году генерального плана. На сегодняшний день красноярским территориальным градостроительным институтом обработано порядка 3000 выявленных недочетов, часть из которых ляжет в основу техзадания на корректировку. Внесение изменений в генплан выведет Красноярск на более высокий уровень комфорта в сфере градостроительства.

О разработке «Стратегии пространственного развития» (СПР) рассказал эксперт в сфере стратегического городского планирования, развития транспортной инфраструктуры, партнер голландского бюро MLA+ Андрей Головин. Его доклад вызвал интерес у местных планировщиков, ведь разработка СПР — это продукт резолюции форума прошлого года. В течение 2019 года велась жаркая дискуссия внутри профессионального сообщества о том, какую форму должен иметь этот документ и кто займется его разработкой.

Было принято решение о разработке СПР на базе создаваемого в Красноярске Института города с документ поможет краевой столице последовательно решать основные проблемные вопросы. Системный подход позволит видеть не только направления, но и четкие краткосрочные задачи на пути реализации стратегии на несколько десятилетий вперед.

Заместитель главы города Олег Животов: «Мы вплотную подошли к разработке одного из основных документов для города — стратегии пространственного развития. Планируется разделить ее на 2 блока: это  территории, обладающие высоким градостроительным потенциалом, и комплексное развитие города в целом. Важно сконцентрировать силы на внутренних городских ресурсах, в том числе территориальных. Как показывает анализ, до 40% территории города используется неэффективно. Поэтому в проработку уже вошли кластеры Николаевский и Качинский, район Комбайнового завода, район «ЭВРЗ», Военный городок, Нефтебаза, районы Покровский, Первомайский и Вавиловский, Шелковый комбинат, территория СибТяжМаш».

Ни один успешный город не может обойтись без комфортного общественного транспорта – на эту тему свои доклады представили московские эксперты –  руководитель отдела научно-исследовательской работы ООО «Строй Инвест проект» Яна Янко и популярный урбанист родом из Красноярска Аркадий Гершман. В ходе докладов оба сошлись во мнении, что без качественного и комфортного общественного транспорта – город теряет свою успешность. При этом Янко говорила о необходимости разработки для города собственной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, показывала современные транспортные узлы как альтернативу кольцевому передвижению и приводила в пример опыт других городов. Гершман построил свое выступление на современных тенденциях (создание безлимитного проездного, увеличение количества выделенных полос для автобусов, бесконтактная оплата и экологичность автобусов и трамваев), и проектировании стратегии от человека. Эксперт уверен, что каждая мелочь важна в борьбе за пассажира. Он отметил, что Красноярск значительно вырос за последнее время в качестве обслуживания пассажиров. Однако городу есть куда двигаться и делать это нужно стремительнее.

Ни один успешный город не может обойтись без комфортной городской среды. Эту тему в своих выступлениях подняли сразу несколько федеральных экспертов – архитектор из Твери Никита Маликов, социолог из Санкт-Петербурга Александра Ненько и руководитель проекта «Моя улица» в Москве Александра Сытникова. И если Маликов и Ненько реализуют проекты исключительно в условиях небольших бюджетов, Сытникова рассказала, как опыт Москвы можно переложить на проекты Красноярска.

«Что такое успешный город – это город, который даст людям возможность жить и отдыхать в нем как «в третьем месте» — не выезжая за его пределы и не закрываясь в собственной квартире. Есть ли такие города в России? Да, есть города, в которых определенные сферы успешности развиты. Татарстан успешно работает с парками, и они рассматривают общественные пространства как «третье место». Для Белгорода  «третье место» — библиотеки. Пока в нашей стране нет абсолютно успешных и комфортных городов, но я вижу, как Красноярск пытается бороться за своих жителей, создавая и тестируя свои «третьи места». Будем надеяться, что все у него получится», — отметил в своем выступлении молодой архитектор из Твери Никита Маликов.

Итогом встречи станет резолюция, которая определит домашнее задание властям до следующей встречи в 2020 году в рамках Красноярского городского форума.