«Выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта» предложил глава Минобрнауки России Валерий Фальков в ходе больших парламентских слушаний в Государственной Думе РФ. Также во время слушаний были озвучены ключевые принципы, на которых Минобрнауки России предлагает выстраивать национальную систему высшего образования:

Достижение национальных целей

В основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития. Сегодня это обеспечение технологического суверенитета».

Открытость

Мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. Будем развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научные и образовательные проекты с зарубежными коллегами. Система высшего образования России должна стать еще более конкурентоспособной на мировом уровне, понятной и привлекательной для иностранных студентов».

Фундаментальность

Важнейшим элементом модернизации системы высшего образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!»

Гибкость

Система образования должна быть максимально гибкой, предоставляя каждому студенту возможность оперативно изменить свой маршрут в соответствии с запросами самого студента и ожиданиями рынка труда».

Практичность

Система образования должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование нужных и востребованных обществом и рынком труда умений и навыков. В первую очередь речь идет о цифровых навыках и умениях. Практическая, проектная деятельность студентов должна быть обязательной частью образовательных программ».

Воспитание

Университеты должны формировать у молодежи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов».