Было заявлено, что этой услугой сможет воспользоваться любой житель города с детской коляской, инвалидной коляской, ходунками или иными приспособлениями. Для этого нужно за 2-3 дня позвонить в автотранспортное предприятие, и тогда в определенное время по указанному маршруту будет направлен специально оборудованный транспорт.

Активисты Народного фронта решили проверить, как эта система работает на практике, с помощью человека на коляске, который проживает в микрорайоне Чистые Пруды и периодически должен выезжать в центр города. Поскольку прямого маршрута до точки назначения нет, мужчине нужно было выехать из микрорайона на автобусе и сделать пересадку у железнодорожного вокзала на троллейбус. За несколько дней до поездки он стал звонить в диспетчерские автобусного и троллейбусного парков. Однако заказать специализированный транспорт к определенному времени не удалось. По сути инвалиду просто сообщили, в какое время низкопольный автобус будет проезжать мимо нужной ему остановки. Как пояснила диспетчер, скорректировать время выезда автобуса нельзя. В диспетчерской троллейбусного парка выразили большую готовность помочь и подстроиться под планы конкретного человека. Тем не менее, чтобы выяснить всю необходимую информацию и номера машин, пришлось в течение двух дней по несколько раз перезванивать в обе диспетчерские.

В назначенный день низкопольный автобус к нужной остановке приехал, но на 10 минут раньше указанного времени. Водитель не был предупрежден о том, что будет ехать человек с инвалидностью. Мужчине пришлось подъехать к кабине, чтобы обратить на себя внимание водителя. Аппарель для инвалидов водитель не откинул, сказав, что ни разу ей не пользовался и не знает, как это делать. Он помог инвалиду забраться в автобус, затащив коляску на руках, что небезопасно, в том числе для здоровья самого водителя. Кроме того, кнопка вызова водителя для инвалидов в автобусе не работала. Пришлось подходить к кабине водителя, чтобы сообщить о желании выйти.

Поездка в троллейбусе прошла более удачно. В указанное время транспорт уже ждал инвалида на остановке с откинутой аппарелью. Водитель помог кировчанину и зайти, и выйти.

«До места я добрался, но все-таки эта услуга оказалась не такой, как это описывалось чиновниками. Много времени пришлось потратить на звонки в диспетчерские. Возможность заказать автобус к определенному времени мне не дали, а просто узнать расписание низкопольных автобусов можно было и раньше. Также хочется отметить, что сейчас на сайте ЦДС работает только система онлайн-мониторинга, где низкопольный транспорт обозначен желтым цветом. Но она не дает возможности планировать поездки заранее», — рассказал кировчанин.

По мнению эксперта ОНФ и председателя общества инвалидов Ленинского района Ивана Глинчикова, вопрос отпал бы сам собой, если бы городские власти закупали исключительно низкопольный транспорт и регулярно, в том числе с привлечением людей с инвалидностью, проводили бы обучение водителей по использованию оборудования.

«Мы много раз говорили о том, что в Кирове идет процесс не создания, а имитации доступной среды. Сегодняшний рейд это еще раз подтвердил. Я напомню, что за покупку подходящего для перевозки инвалидов транспорта перевозчики получают компенсацию из бюджета. При этом на практике оказывается, что водитель либо не обучен пользоваться этим оборудованием, либо оно вовсе не работает. Спасибо обоим водителям, что так или иначе помощь инвалиду они оказали. Но все же наша задача сделать так, чтобы система работала без сбоев и «ручного» управления», — говорит Иван Глинчиков.

Свое предложение о проведении обучения водителей автотранспортных предприятий с привлечением общественных организаций инвалидов активисты ОНФ направили в городскую администрацию.