Объекты проверки: Минтранс России, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Проверяемый период: 2013 – 2016 гг.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В 2014 и 2016 гг. Минтранс формировал обоснования бюджетных ассигнований и финансировал закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий при отсутствии положительных заключений Минкомсвязи на проекты планов информатизации. В 2014 г. было заключено и оплачено в полном объеме 55 госконтрактов на сумму 1,8 млрд руб. В 2016 г. — 1 госконтракт на 809,2 млн руб., который на момент утверждения Плана информатизации на 2016 г. был частично оплачен на сумму 269,7 млн руб.

Проверкой были установлены факты неэффективного использования Минтрансом средств федерального бюджета на общую сумму около 380 млн руб., связанные с заключением госконтрактов с подведомственным министерству ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (единственный исполнитель) на создание и эксплуатацию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Так, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» по госконтракту с Минтрансом за 24 млн руб. было подготовлено финансово-экономическое обоснование (ФЭО), согласно которому расходы на создание ЕГИС ОТБ должны были составить 2 млрд руб., расходы на эксплуатацию системы – 172,8 млн руб. Однако Министерством при последующем заключении госконтракта с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» на создание и эксплуатацию ЕГИС ОТБ разработанное обоснование использовано не было: фактическая стоимость работ по созданию данной системы превысила изначальную оценку на 197,7 млн руб. и составила 2,2 млрд руб., стоимость работ по эксплуатации – превысила на 181,6 млн руб. и составила 354,4 млн руб.

При формировании и обосновании состава затрат на оплату труда персонала ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в целях эксплуатации информационных систем Минтранса в 2015 г. необоснованно применены уровни окладов, не соответствующие штатному расписанию и размер отчислений в государственные внебюджетные фонды, не соответствующий действующему законодательству. Это привело к завышению цены государственного контракта на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2015 г.

В ходе проверки установлено, что фактическое штатное расписание ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» на 2014 г. значительно отличается по уровню окладов (по некоторым должностям ниже в 4 раза) штатных сотрудников, представленных в Расчете средств на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2015 г. Кроме того, согласно Расчету средств на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2015 г. отчисления в государственные внебюджетные фонды составляли — 42,4%. Однако, в соответствии с действующим законодательством, отчисления в государственные внебюджетные фонды составляют 30,2%. Завышение затрат на оплату труда персонала ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в Расчете средств на эксплуатацию информационных систем Минтранса на 2015 г. и цены государственного контракта от 15 июня 2015 г. свидетельствует о признаках причинения ущерба экономическим интересам Российской Федерации на сумму 104,9 млн руб.

Валерий Богомолов также отметил, что стоимость переданных Минтрансу отдельных лицензий и продуктов в рамках выполнения работ по созданию системы сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК) превысила стоимость их приобретения ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в 2 и более раз. Это свидетельствует о наличии резервов оптимизации расходов федерального бюджета на приобретение прав на использование общесистемного программного обеспечения при эксплуатации информационных систем Минтранса. Например, стоимость переданных ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Минтрансу неисключительных прав на использование общесистемного программного обеспечения для СС ТМК на 23,2 млн руб. превысила фактическую стоимость их приобретения.

Результаты проверки показали, что фактическая валовая прибыль ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от реализации государственных контрактов на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2014-2016 гг. составила 465,5 млн руб., или в 3 раза превысила сумму планируемой валовой прибыли в Расчете средств на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2014-2016 гг. (156,6 млн руб.). Это свидетельствует о завышении Расчета стоимости работ по эксплуатации информационных систем Минтранса.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Минкомсвязь России, представление об устранении нарушений в Минтранс России, обращение в Генпрокуратуру, отчет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Источник: СП РФ