Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: www.audit.gov.ru.

 

Функции Минвостокразвития пока в полном объеме не реализованы

 

В отчете аудиторов Юрия Росляка и Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка осуществления в 2014-2015 годах Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока функций по согласованию, координации и мониторингу государственных программ, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа, а также полномочий ответственного исполнителя государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

 

В отчете отмечается, в проверяемый период функции Минвостокразвития по стратегическому планированию развития ДФО, а также по согласованию, координации и мониторингу госпрограмм, осуществляемых на территории округа, не были реализованы в полном объеме.

 

В частности, проверкой установлено, что исполнение госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в 2014-2015 годах осуществлялось в отсутствие плана и детального плана-графика на очередной года и плановый период. Порядок управления реализацией госпрограммой Минвостокразвития не утвержден. Более того, в проверяемый период корректировка указанной госпрограммы, в том числе по итогам ее реализации в 2014 году, не осуществлялась.

 

Проверка также показала, что в Минвостокразвития России отсутствуют расчеты, обосновывающие объем субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2016 году АО «Корпорация развития Дальнего Востока» на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение к сетям и внешней инфраструктуре, м также по субсидиям юрлицам на создание и реконструкцию объектов инфраструктуры, в рамках инвестпроектов.

 

Новое оборудование для судебно-экспертных учреждений Минюста России закупалось без учета установленных норм и анализа потребностей

 

В отчете аудитора Татьяны Блиновой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, направленных на оснащение современной приборной базой и информатизацию государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года, а также использования федеральной собственности»

 

В отчете отмечается, что в проверяемом периоде оборудование для СЭУ Минюста закупалось без учета установленных норм и без проведения надлежащего анализа потребностей учреждений в приборной базе исходя из укомплектованности учреждений необходимым оборудованием, коэффициента использования этого оборудования, его фактического и морального износа.

 

Всего в проверяемом периоде для нужд СЭУ Минюста было закуплено 370 единиц криминалистического и специального оборудования. При этом анализ его использования показал, что в 2014 году не эксплуатировалась 31 единица нового оборудования в 21 судебно-экспертном учреждении, в 2015 году — 22 единицы нового оборудования в 16 СЭУ. Причины неиспользования нового оборудования — некачественное планирование закупок и недостаточное информирование заказчиков экспертиз о возможностях СЭУ Минюста.

 

В ходе проверки были выявлены признаки нецелевого использования субсидии в размере 125,5 млн. рублей, которые были расходованы на выполнение НИОКР в области информатизации, что не предусмотрено ни ФЦП, ни договором о предоставлении субсидии, ни Порядком предоставления СЭУ Минюста субсидий на иные цели.

 

Правила субсидирования региональных воздушных перевозок недоработаны

 

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных в 2014 году и истекшем периоде 2015 года организациям транспорта, осуществляющим региональные воздушные перевозки, в Федеральном агентстве воздушного транспорта».

 

В отчете отмечается, что Правила субсидирования региональных воздушных перевозок недоработаны. В частности, они предусматривают субсидирование региональных перевозок и формирование региональной маршрутной сети. Вместе с тем российским законодательством эти понятия не установлены, как и критерии формирования региональной маршрутной сети. Кроме того, в 165 из 415 населенных пунктов, включенных в прилагаемый к Правилам Перечень труднодоступных населенных пунктов, отсутствуют аэродромы (аэропорты) и посадочные площадки.

 

В общем объеме внутренних перевозок по России доля перевозок по субсидируемым маршрутам составляет 1,3%. В 2015 году отмечается рост количества перевезенных пассажиров по субсидируемым маршрутам на 6,6% и соответствующий рост пассажирооборота на 33,4%. Самолеты российского производства использовались авиакомпаниями при осуществлении 32 из 127 субсидируемых маршрутов в 2014 году (25% от количества субсидируемых маршрутов) и 49 из 129 субсидируемых маршрутов в 2015 году (37,9% от количества субсидируемых маршрутов).

 

В отчете также отмечается недостаточный контроль со стороны Росавиация за соблюдением авиакомпаниями условий предоставления субсидий. Так, в 2015 г. четыре авиакомпании нарушили сроки возврата остатков субсидий, три авиакомпании не оплатили неустойку за нарушение сроков возврата бюджетных средств.

 

Строительство ЦКАД практически не ведется

 

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)».

 

В отчете отмечается, что привлечение «Автодором» из средств Фонда национального благосостояния 21,7 млрд. руб. не оказало положительного влияния на реализацию инвестиционного проекта строительства ЦКАД в 2015 г. До конца октября выделенные средства не использовались и находились на отдельном счете в Газпромбанке. По состоянию на 25 декабря 2015 г. «Автодор» получил доход на сумму 1,2 млрд. руб. в виде процентов по размещенным средствам ФНБ.

 

Проверка показала, что подрядчики зарабатывают на предоставленных им авансах. Так, при строительстве пускового комплекса №5. Госкомпания в конце 2014-начале 2015 г. за счет средств субсидий перечислила генеральному подрядчику ООО «Кольцевая магистраль» в качестве аванса 11,2 млрд. руб. По итогам 2015 г. ГК приняла у подрядчика выполненные работы на 119 млн. руб. — 5% от утвержденного соглашением объема работ на 2015 год. При этом доход подрядчика за счет полученных процентов от размещения аванса в Газпромбанке составил 871 млн. руб.

 

В отчете также отмечается, что в 2015 г. Госкорпорация не выполнила задачу по привлечению внебюджетного финансирования на цели строительства ЦКАД. Так, в соответствии с Паспортом проекта в 2014 г. было предусмотрено привлечение средств инвесторов в размере 372 млн. руб., в 2015 году — 8 млрд. руб. Однако проверка показала, что по итогам 2015 г. средства инвесторов «Автодором» не привлекались.

 

Средства ФНБ, выделенные на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, остались на депозите ОАО «РЖД»

 

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены промежуточные результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

 

В отчете отмечается, что в марте 2015 г. на реализацию проекта были привлечены средства Фонда национального благосостояния в сумме 50 млрд. руб. Однако на 1 января 2016 г. кассовый расход составил лишь 3,7 млрд. руб. или 7% от полученной суммы. По договору, заключенному между ОАО «РЖД» и банком «ВТБ», на остаток средств ФНБ за 2015 г. были начислены проценты — 4,2 млрд. руб., которые учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности.

 

Проверка показала, что в 2015 г. ОАО «РЖД» не соблюдались запланированные сроки строительства объектов инвестпроекта. Из 88 объектов, где предусматривалось выполнение строительно-монтажных работ в 2015 г., договоры были заключены лишь по 73. При этом на 30 из них работы вообще не проводились. По 9 объектам, на которых выполнялись и оплачивались строительно-монтажные работы, отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация и разрешения на строительство.

 

В ходе проверки также был выявлен ряд нарушений законодательства о закупочной деятельности: на официальном сайте в составе конкурсной документации не размещалась проектно-сметная документация; по ряду конкурсов отсутствовало обоснование предельной цены; также не соблюдались сроки заключения отдельных договоров по итогам проведенных конкурсов.

 

Собственные расходы регионов на органы ЗАГС в 2014-2015 гг. увеличились на 11,7%

 

В отчете аудитора Татьяны Блиновой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования государственных ресурсов для реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в 2014-2015 годах».

 

В отчете отмечается, что в 2014-2015 гг. собственные расходы регионов на органы ЗАГС увеличились с 1,8 млрд. рублей до 2 млрд. рублей, или на 11,7%. Причина – снижение в 2015 г. размера субвенции из федерального бюджета с 7,2 млрд. рублей до 6,6 млрд. рублей (на 9,1%) в связи с общим сокращением бюджетных расходов.

 

Проверка показала, что программные продукты и аппаратное обеспечение, используемое органами ЗАГС для составления и хранения актов в электронном виде, приобретались региональными органами ЗАГС самостоятельно. В результате некоторые из указанных программных продуктов имеют различные платформы и алгоритмы формирования, хранения и передачи сведений. При этом совокупный объем расходов на их приобретение (с момента начала создания информационных систем) за счет всех источников составил 945,3 млн. руб., а расходы на их содержание в 2014-2015 гг. — 213,2 млн. руб.

 

В отчете также отмечается, что в проверяемый период Минюстом не проводился анализ обоснованности и нормирования потребности используемого органами ЗАГС имущества с целью оптимизации расходов на его содержание. Между тем, проверка показала, что органами ЗАГС в 2014-2015 гг. на всей территории России арендовалось 430 объектов недвижимого имущества общей площадью 52,5 тыс. м2. Расходы на аренду за счет субвенций из федерального бюджета в этом периоде составили 193,5 млн. рублей, за счет средств региональных бюджетов – 29 млн. рублей.

 

В территориальных управлениях Росрыболовства отсутствует единый подход к начислению и учету доходов бюджетов региональной бюджетной системы.

 

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты доходов в Росрыболовстве и его территориальных органах в целях выявления резервов поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2013-2015 годах».

 

В отчете отмечается, что за период 2013-2015 гг. доходы отрасли (налоговые поступления, таможенные платежи и доходы, администрируемые Росрыболовством), в целом возросли и в 2015 г. составили 26,6 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета, администрируемые Росрыболовством, относительно 2013 г. выросли в 2,7 раза и в 2015 г. составили 5,4 млрд. руб.

 

Перевыполнение прогнозного задания по доходам составило в 2013 г. на 30,6%, в 2014 г. на 97,5%, в 2015 г. на 117,4%, что говорит о низком качестве прогнозирования доходов бюджета. Превышение уточненного прогноза поступлений более чем на 15%, а иногда в несколько десятков раз, отмечается по целому ряду администрируемых статей доходов. Так, исполнение прогноза поступления доходов по пошлинам за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий составило в 2013 г. — 393%, в 2014 г. – 305%, в 2015 г. – 175 %.

 

Проверка также показала, что в территориальных управлениях Росрыболовства отсутствует единый подход к начислению и учету доходов бюджетов региональной бюджетной системы. Кроме того, в 2013-2015 гг. Росрыболовством не был обеспечен контроль за своевременным перечислением в федеральный бюджет части прибыли федеральными государственными унитарными предприятиями. Так в 2013-2015 гг. несвоевременно перечислены в федеральный бюджет 15 млн. руб.