«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Telegram
18+

Галина Изотова: Подход к финансированию полномочий регионов в сфере ОМС требует пересмотра

Российская система здравоохранения в целом справилась с вызовами пандемии, но для обеспечения ее дальнейшей устойчивости требуется дополнительная проработка отдельных вопросов развития отрасли. Такое мнение высказала заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова на «правчасе» в Совете Федерации.

«Доступность и качество первичной медико-санитарной помощи, развитие цифровых технологий, расширение лечебного функционала кадров первичного звена и достойная оплата труда медиков требуют особого внимания, так как являются ключевыми для эффективного функционирования системы здравоохранения, – заявила Галина Изотова. – Счетная палата, в свою очередь, проведет анализ расходования бюджетных средств на организацию первичной медико-санитарной помощи в 2018-2021 годах и представит результаты проверки в конце текущего года».

Галина Изотова также отметила, что с начала пандемии Счетная палата ведет постоянный мониторинг развития ситуации и реализации мер, принимаемых для борьбы с коронавирусом, в рамках которого в том числе были проанализированы стимулирующие выплаты медработникам за помощь пациентам с COVID.

«Мониторинг показал, что органами госвласти на федеральном и региональном уровнях было рассмотрено более 25 тыс. обращений медработников. Из них доля обоснованных жалоб составила более 20%. При этом объем выявленных нарушений в общем объеме финансирования составил менее 0,2%, что свидетельствует об удовлетворительном решении вопроса осуществления стимулирующих выплат. Таким образом, отмеченные изначально недостатки в части осуществления стимулирующих выплат постепенно были разрешены, и ситуация нормализовалась», – подчеркнула Галина Изотова.

Вместе с тем, в ряде регионов в 2020 году было зафиксировано снижение средней зарплаты медиков. «Выборочный анализ по 15 субъектам РФ, проведенный в рамках мониторинга осуществления стимулирующих выплат, выявил в 34,7% медицинских организаций снижение средней зарплаты врачей (без учета выплат), в 23,3% - среднего медперсонала, в 24,9% - младшего медперсонала – в 24,9%. При этом в большинстве случаев наблюдалось снижение уровня зарплаты до 15%. Следует также отметить, что Счетной палатой совместно с региональными КСО были выявлены недоплаты по выплатам стимулирующего характера на сумму более 330,6 млн рублей, из которых более 251,2 млн рублей были доначислены и выплачены в ходе проведения проверки», – сообщила Галина Изотова.

Существенные диспропорции, по словам Галины Изотовой, наблюдаются и в вопросах лекарственного обеспечения граждан: «Проведенный Счетной палатой анализ выявил значительную разницу доли федеральных затрат в общем объеме финансирования льготного лекарственного обеспечения между регионами. Также установлены различия средней стоимости рецепта на льготные лекарства. Так, минимальная стоимость рецепта по категориям «инвалиды 1, 2, 3 степени» в первом полугодии 2020 года составила 827,9 рубля в Свердловской области, максимальная стоимость 1 941,8 рубля - в Республике Хакасия», – отметила зампред Счетной палаты.

Кроме того, проверка показала, что в 2020 году перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, входящих в терпрограммы ОМС, не соответствуют по количеству и наименованию перечням ЖНВЛП, утвержденным на федеральном уровне. «Из 735 международных непатентованных наименований в терпрограммах Архангельской области, Костромской области и Республики Татарстан отсутствовало более 400 наименований», – привела пример Галина Изотова.

Говоря об устойчивости системы здравоохранения, Галина Изотова отметила важность достаточного и сбалансированного финансового обеспечения. «На сегодняшний день общий размер субвенций, направляемых на финансирование полномочий регионов в сфере ОМС является недостаточным. Финансирование территориальных программ ОМС осуществляется со скрытым дефицитом. В расходах медорганизаций наибольшую долю занимают затраты на оплату труда с начислениями – 68,9% в среднем по России, при этом в отдельных регионах доля таких расходов в 2019 году варьируется от 79% (Ненецкий АО) до 91% (Чукотский АО), что свидетельствует о недофинансировании других статей расходов. Кроме того, не учитываются различия в стоимости оказания медицинской помощи между регионами. Выборочный анализ выявил рост просроченной кредиторской задолженности медорганизаций. Таким образом, подходы к финансовому обеспечению террпрограмм государственных гарантий в сфере ОМС требуют уточнения», – заключила она.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: