26 мая страна отмечает День российского предпринимательства. Этот праздник посвящен тем, кто, создавая и развивая собственный бизнес, вносит вклад в развитие экономики страны.

Сегодня из-за пандемии коронавируса многие предприниматели и, в первую очередь представители малого и среднего бизнеса, оказались в непростой ситуации и особенно нуждаются в помощи государства. Правительство уже приняло ряд мер для поддержки наиболее пострадавших отраслей бизнеса. Однако, по мнению главы Счетной палаты, эти меры необходимо распространить на весь малый и средний бизнес. «Да, это удвоит и утроит объем поддержки, но сегодня на это надо пойти», – считает он.

Счетная палата давно держит на контроле реализацию мер поддержки МСП. Ряд наших рекомендаций по итогам контрольных и аналитических мероприятий уже реализован Правительством РФ:

—    в Федеральный план статистических работ внесен показатель «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте»;

—    внедрены правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, предусматривающие дифференцированный подход к расчету размера субсидии.

К сожалению, не все наши предложения пока учтены. Например, не проведена оценка влияния конкретных мер господдержки на развитие МСП, не унифицированы требования к организации деятельности региональных гарантийных и микрофинансовых организаций, не уточнен перечень показателей, характеризующих развитие сектора МСП. Но мы не планируем отступать и будем добиваться реализации всех предложенных нами мер.

В 2019 году Счетная палата начала мониторинг национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Первые промежуточные результаты были подведены в начале 2020 г. и опубликованы на нашем сайте. В ходе мониторинга Счетная палата обратила внимание, что средства на реализацию нацпроекта получают одни лица, а несут ответственность за достижение целей – совсем другие. Так, 260,5 млрд рублей или 62,9% средств, предусмотренных на реализацию нацпроекта в 2019-2024 годах получат Корпорация МСП, Банк МСП, кредитные организации и др. При этом за целевые показатели нацпроекта (рост числа занятых в сфере МСП, рост доли МСП в ВВП и в несырьевом экспорте) отвечают не они, а высшие должностные лица регионов.

В 2020 году Счетная палата продолжит мониторинг реализации нацпроекта. Также в этом году мы планируем проверить деятельность Корпорации МСП и в целом проанализировать систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая нуждается в системной, институциональной переработке. «Об этом мы говорили еще до наступления нынешних кризисных явлений, которые лишь подтвердили правильность сделанных выводов. По результатам запланированных проверок будут подготовлены в том числе и предложения по «перенастройке» системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России», – пояснил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Экскурс в историю проверок в сфере МСП

Анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах

Меры господдержки, оказанные субъекта МСП в 2014-2017 гг. не привели к существенному росту их количества: оно оставалось примерно на одном уровне (5,5-6 млн), а численность работников изменялась незначительно (18,9-19,3 млн человек). Таким образом, поставленная Президентом цель – довести численность работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г. – не была достигнута.

Проверка реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015-2017 гг.

В 2015-2017 гг. субъекты малого и среднего предпринимательства получили от Корпорации «МСП» 4912 гарантий на сумму 44 млрд руб. В целом реализация Программы обеспечила достижение плановых значений показателей, установленных Приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и основными положениями Стратегии развития Национальной гарантийной системы.

Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие микрофинансирования и гарантийной поддержки в субъектах Российской Федерации

Меры гарантийной и микрофинансовой поддержки не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионах. За гарантийной поддержкой в 2015-2017 гг. обратились около 0,1% от общего количества субъектов МСП, за микрозаймами – 0,3-0,4%. При этом большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения.

Проверка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе в 2015-2018 гг.

В 2015-2018 гг. в регионах ДФО наблюдалась тенденция увеличения объемов финансовой поддержки, предоставленной малому и среднему бизнесу организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП, институтами развития и кредитными организациями. Однако это не привел к увеличению основных показателей развития МСП в этих регионах.

Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015-2018 годах и первом полугодии 2019 года

В 2015-2018 годах не сформировалась устойчивая тенденция роста малого и среднего бизнеса. Численность работников, занятых в сфере МСП, изменялась незначительно — в диапазоне 18,9–19,3 млн человек. Количество субъектов МСП оставалось примерно на одном уровне: 5,5–6 млн, одновременно число средних предприятий снизилось с 20,4 до 16,7 тысяч.