Счетная палата проверила авиационное обеспечение МЧС России и установила, что каждое десятое воздушное судно не используется.

«При общей укомплектованности воздушными судами более чем на 95% каждое десятое воздушное судно не используется для полетов по тем или иным причинам: отсутствуют разрешительные документы, проводится затяжной ремонт и т.д. Например, с 2017 года в связи с отзывом сертификата не совершили ни одного вылета семь самолетов Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России, находящегося в стадии банкротства», – рассказал на Коллегии аудитор Счетной палаты Олег Савельев.
Проверка показала, что в проверяемый период более 40% налета часов авиации МЧС приходилось на «коммерческие» рейсы. За период с 1 января 2017 года по 1 июля 2019 года доходы от них превысили 2 млрд рублей. При этом авиация МЧС привлекалась к «коммерческим» перевозкам даже в периоды так называемого «усиления авиационной группировки МЧС России», т.е. когда требовалось оперативное реагирование на возможные очаги природных пожаров.

Всего в проверяемый период пилотируемые воздушные суда МЧС привлекались для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 42 раза. Это всего 8% от общего количества ЧС, которые были введены в этот период на разных уровнях реагирования.
Авиация МЧС также используется для нужд других федеральных органов. Однако нормативно это никак не урегулировано. В результате санитарно-авиационная эвакуация пациентов, которая относится к полномочиям Минздрава, производилась за счет средств, выделенных МЧС на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

«Всего в проверяемом периоде по обращениям Минздрава России было осуществлено более 100 рейсов. Расходы на них превысили 300 млн рублей. Аналогичная практика сложилась и с «безвозмездной» перевозкой рабочих групп Минпромторга России», – отметил Олег Савельев.

Проверка также выявила ряд финансовых нарушений при использовании бюджетных средств подведомственными МЧС авиационными подразделениями. Например, ФГБУ «Жуковский АСЦ МЧС России» использовал субсидию в сумме 168 млн рублей на цели, не соответствующие условиям ее предоставления. Об этом факте Счетная палата проинформировала Генеральную прокуратуру.
МЧС с выводами проверки в целом согласно и намерено не только исправлять недостатки, но и предотвращать риски их повторения в будущем.

«Уже начата работа по тем замечаниям, которые возможно исправить. В первую очередь это касается внесения изменений в законодательство», – отметил присутствующий на Коллегии начальник Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России Андрей Попов.

Ознакомиться с отчетом можно по ссылке: http://audit.gov.ru/upload/iblock/ec3/ec398add5d3c84d5363716826833271d.pdf