Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь – декабрь 2019 года.

Как и в 2018 г., показатели бюджета 2019 г. поставили ряд антирекордов. «Процент исполнения оказался одним из самых маленьких за все годы, как и по общему исполнению бюджета – 94,2%, так и по ФАИП — 76%. Но самое серьезное, на мой взгляд, — это недоисполнение расходов в размере 1 трлн 122 млрд. Еще один антирекорд связан с неравномерным использованием средств в течение года: треть бюджета использована в четвертом квартале. Причем на декабрь пришлось 18%. В целом мы должны констатировать низкую дисциплину исполнения федерального бюджета. Надеюсь, что новое Правительство более активно возьмется за исполнение имеющихся обязательств и такого неисполнения не допустит», — заявил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, представляя оперативный доклад.

Ключевые выводы:

В 2019 г. темп прироста экономики замедлился до 1,3% (в 2018 г. — 2,5%). Несмотря на более высокий прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (0,8% против 0,1%), потребительский спрос был слабым. Прирост оборота розничной торговли составил 1,6%, а объем платных услуг населению снизился на 0,9%. Инфляция в 2019 г. замедлилась до 3%.

Федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 1,96 трлн руб. (1,8% ВВП).

Доходы поступили в сумме 20,2 трлн руб. Это на 200,9 млрд руб. (на 1%) выше прогнозируемого объема, утвержденного в начале декабря 2019 г. Превышение сложилось за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд руб. и нефтегазовых доходов на 81,2 млрд руб.

Более пяти лет наблюдается тенденция снижения ненефтегазового дефицита: в 2019 г. он сократился на 0,6 процентного пункта по сравнению с 2018 г. и составил 5,96 трлн руб. (5,5% ВВП). Доля нефтегазовых доходов снизилась на 7,1 процентного пункта и составила 39,3%.

Расходы исполнены на самом низком уровне за последние 11 лет — 94,2%. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн руб. Это в 1,4 раза больше, чем было в 2018 г. При этом в 1,5 раза выросли остатки, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Почти половина этого прироста — неисполненные бюджетные ассигнования на реализацию нацроектов и комплексного плана.

На низком уровне — менее 90% — исполнены расходы по 18 главным распорядителям (открытая часть). Это самый низкий показатель за последние три года. При этом ниже 80% исполнены расходы по 7 главным распорядителям: Минприроды – 59,8%; ФАДН – 76%; Минкомсвязь – 77,1%; Росавиация – 77,2%; Росархив – 77,4%; Росморречфлот – 78,5%; ФАС – 78,6%.

На низком уровне — менее 90% — исполнены расходы по 12 госпрограммам: развитие судостроения, развитие фармацевтики, космическая деятельность, развитие Республики Крым, окружающая среда, национальная политика, управление финансами, развитие Арктики, образование, культура, использование природных ресурсов, доступное жилье.

Исполнение расходов на реализацию нацпроектов и Комплексного плана составило 91,4%. На уровне менее 90% исполнены расходы по 4 нацпроектам («Экология», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт») и Комплексному плану.

Кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2019 г. составило 643,3 млрд руб. Это на 38,7 млрд руб. больше, чем в 2018 г. Однако уровень исполнения оказался самым низким за 16 лет — 76%. На 1 января 2020 г., по данным Росстата, введено всего 47% объектов, подлежавших вводу в 2019 году.

Усилилась неравномерность исполнения бюджета: 32,4% расходов сводной росписи пришлось на IV квартал 2019 г. Это самый высокий показатель за последние 3 года. Причем 18% расходов сводной росписи произведено в декабре.

Объем заблокированных ЛБО на 1 января 2020 г. составил 389,9 млрд руб. – на 39,8% больше аналогичного показателя 2018 г. Объем зарезервированных бюджетных ассигнований на конец 2019 г. составил 234,3 млрд руб. (открытая часть). Это в 1,5 раза больше, чем было в 2018 г.