«Говорить о решении запланированных задач социально-экономического развития, в том числе о снятии напряженности на рынке труда в регионах Северного Кавказа, пока преждевременно. Из 27 запланированных инвестпроектов в 2017-2018 годах реализовано только девять. Создано всего 577 рабочих мест, что не может кардинально изменить ситуацию на рынке труда, учитывая, что в макрорегионе и так в среднем ежегодно создается около 70 тысяч рабочих мест. Не выполняется и показатель по объему внебюджетных инвестиций: в 2017 году привлечено только 22% от планового объема, в 2018 году – 36%», — сообщила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Всего в 2017-2018 годах на реализацию подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО в рамках Госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» было направлено 8,8 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 5,5 млрд рублей. В 2019 году направлено еще 2,4 млрд рублей из федерального бюджета.

Субсидии предоставляются бюджетам регионов для инвестирования в корпорации развития регионов на реализацию инвестпроектов. При этом механизм отбора, финансирования и реализации инвестпроектов недостаточно проработан: он сложен, непрозрачен и сопряжен с коррупционными рисками. «Действующий механизм реализации инвестиционных проектов с привлечением средств федерального бюджета капитализирует акционерные общества субъектов СКФО. При этом федеральные органы не имеют полномочий на участие в управлении их деятельностью. Взаимоотношения между субъектами, акционерными обществами и инвесторами на федеральном уровне детально не урегулированы. В результате это приводит к разному пониманию процедуры предоставления инвестиций и утрате контроля за использованием средств федерального бюджета», — пояснила Светлана Орлова.

Например, в 2018 г. в Республике Дагестан соглашения с акционерным обществом не заключались, в Республике Ингушетия вместо соглашения об осуществлении имущественного взноса заключено соглашение о предоставлении субсидий. При этом все субъекты, кроме Ингушетии, нарушили срок заключения соглашений, а предусмотренные Бюджетным кодексом порядки принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций нормативно утвердили только два региона.

Следует также отметить, что Минкавказ поздно утвердил перечень инвестпроектов на 2019 год, что создает риски нарушения сроков их реализации.

Кроме того, анализ показал, что реализация Госпрограммы как основного инструмента государственной политики на Северном Кавказе осуществляется в отсутствие актуализированной Стратегии развития СКФО. «В настоящее время не сформирована система документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Стратегия развития СФКО была разработана еще в 2010 году и с тех пор не актуализировалась. В результате предусмотренные в Стратегии приоритетные и перспективные проекты не связаны с инвестпроектами, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета», — отметила аудитор.

Все выводы, сделанные Счетной палатой по итогам анализа, подтвердились в ходе выездной проверки в Республику Северная Осетия – Алания: правила отбора инвестпроектов не установлены; порядок инвестирования в негосударственные коммерческие организации не актуализировался с 2004 года, проверка инвестпроектов на предмет эффективности использования средств не проводилась. «В настоящее время в регионе полностью реализованы только два инвестпроекта из пяти, создано всего 73 рабочих места или 25% от запланированного количества», — сообщила аудитор.

Минкавказ обещает учесть все замечания и рекомендации Счетной палаты в дальнейшей работе. «Мы согласны с выводом о том, что в настоящее время инвестиционные проекты, в которые вложены средства госпрограммы, не запущены в полном объеме, — отметил присутствовавший на Коллегии Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. — Но здесь причина не в эффективности использования средств, а в задержке сроков их реализации, на что повлияло множество факторов, которые в первые годы реализации механизма не до конца были оценены. Но хочу подчеркнуть, что опыта реализации такого механизма в России пока нет, и мы нарабатываем его уже в процессе реализации».

Он также привел оперативные данные о реализации инвестпроектов. «С момента проведения проверки реализация проектов продолжалась и число реализованных проектов достигло 12. Это позволило создать 774 рабочих места. До конца года планируется завершить еще 10 инвестпроектов, а это еще более 1000 рабочих мест. И дополнительно привлечь 6,6 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Что касается Республики Северная Осетия — Алания, то все 5 проектов, которые реализуются в этом регионе, будут запущены и будут работать на экономику», — пообещал Сергей Чеботарев.

Выводы Счетной палаты поддержал Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Леонид Горнин. При этом он акцентировал внимание на вопросах повышения уровня стратегического планирования. «В стратегических документах, — отметил он, — должна быть увязка с экономической специализацией территории и национальными целями». Леонид Горнин также подчеркнул, что «на сегодняшний день остается открытым вопрос эффективности использованием государственных средств и контроля за всем процессом их использования до конечного получателя, а также эффективности и прозрачности деятельности институтов развития субъектов Российской Федерации».

Справочная информация:

*Анализ результативности предоставления Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа в 2018 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по их социально-экономическому развитию, предоставленных в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» .

Источник: Счетная палата России