Участники дискуссии проанализировали подготовленные ведущими педагогическими институтами проекты ФГОС начального общего и основного общего образования.

– Проекты вызывают большой интерес в профессиональном сообществе. На портале для обсуждений мы видим десятки тысяч просмотров, тысячи комментариев. Нам предстоит большая работа. Когда поймём, что постарались учесть все желания, перейдём к тем этапам, которые нам диктует законодательство: это экспертиза региональных органов образования, экспертиза коллег из РАО и РАН, это ещё одно общественное обсуждение на портале regulation, – рассказал статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

П.С. Зенькович подчеркнул, что Минпросвещения планирует завершить общественное обсуждение скорректированных после внесения полученных замечаний и предложений ФГОС в текущем году.

Директор Федерального института педагогических измерений О.А. Решетникова в своём выступлении отметила, что «новые ФГОС – это общественно-государственный договор. Благодаря ему учитель понимает образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель – какие знания должен получить ребёнок».

– В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ, – пояснила она.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор московской гимназии № 1520 имени Капцовых В.В. Кириченко обратила внимание, что в обновлённой версии ФГОС важно найти баланс между «контролем и свободой в образовательном процессе».

– В этом вопросе нужна политическая воля Министерства, нужно найти баланс между свободой в образовательном процессе и вариативностью в рамках ФГОС и контролем. Так мы и сохраним обязательные параметры и в то же время не ограничим школы в обладании той степенью свободы, которая необходима для развития образования и страны в целом. Также важно помнить, что, если мы «задушим» деятельность учителя контролем и проверками на каждом шагу, мы высоких целей не достигнем, – заявила В.В. Кириченко.

Руководитель Ассоциации учителей математики, директор московской школы № 57 М.И. Случ в своём выступлении подчеркнул, что в ФГОС следует конкретизировать школьный курс по каждой предметной области в соответствии с современными реалиями образовательного процесса. Эксперт также предложил проверять результаты обучения не после каждого класса, а перейти к оценке по этапам: например, 5–6-й классы и 7–9-й классы.

Во время обсуждения эксперты отметили, что в целом обновление ФГОС обеспечит создание единого образовательного пространства в России. После утверждения ФГОС в соответствии с ними потребуется доработка школьных учебников.

Также было заявлено, что введение обновлённых ФГОС в 2019–2020 учебном году в школах не планируется.

Справка:

Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых ФГОС начального общего и основного общего образования тексты проектов стандартов размещены на ресурсе https://www.preobra.ru. В проектах стандартов чётко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандартов помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием конкретного предмета и соотнести его с практикой изучения данного предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

Источник: Минпросвещения РФ