Иван Валентик: Право граждан на обеспечение древесиной для собственных нужд носит приоритетный и безусловный характер

Тема заготовки древесины для собственных нужд не уходит из фокуса внимания СМИ, экспертного сообщества, заинтересованных граждан. С одной стороны, предоставляемая государством льгота решает проблему отопления жилища, а с другой – те ее получатели, которые не могут самостоятельно нарубить себе дров, нередко вынуждены использовать «серые» схемы, отдавая за это значительную часть леса коммерсантам. В результате – льгота нивелируется, незаконный оборот древесины расширяется, а в выигрыше остается только ушлый предприниматель, который получает практически дармовой лес.

Статья 30 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины, а также ставки платы за нее устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Субъект вправе определять льготные категории граждан, которые могут получать древесину в первоочередном порядке. Перечень таких категорий в каждом субъекте свой.

Порядок рассмотрения заявлений регулируется Административным регламентом предоставления услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утверждаемым субъектом. Субъект определяет максимальное количество древесины, которое может быть предоставлено гражданину для строительства, ремонта зданий, а также для отопления. Дрова для отопления выделяются каждый год, а на строительство и ремонт один раз в 50 лет (или больше).

Ограничения могут быть в том случае, когда в данном районе нет древесины необходимого породного и качественного состава (например, хвойной). Тогда возможен либо отказ, либо постановка в очередь, которая может длиться достаточно долго. Однако на практике стимулирующие меры по обеспечению нужд жителей влекут за собой негативные последствия:

граждане продают коммерческим организациям право на заготовку древесины. В чем решение проблемы?

По мнению руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика оно заключается в переведении вопроса предоставления льготы с регионального на федеральный уровень, поскольку региональные власти не справились с реализацией этой проблемы.

- Во-первых, - считает Иван Валентик, - должна существовать единая прозрачная электронная очередь. Во-вторых, в региональных законах прописано так, что гражданин получает право на заготовку древесины. А предоставлять нужно не право, а конкретное количество кубометров дров, деловой древесины, строительного леса для того, чтобы не возникало обмана. При этом само право граждан на обеспечение древесиной для собственных нужд носит приоритетный и безусловный характер, - подчеркнул Иван Валентик.

Кроме того, ключевое значение для решения проблемы имеет возвращение на федеральный уровень лесоустройства. Сейчас ввиду дефицита финансирования (а оно осуществляется из федерального бюджета) региональные власти в своих приоритетах лесоустройство ставят на последнее место, и их нельзя в этом упрекнуть: безусловно, первоочередных мер требуют тушение пожаров, незаконные рубки, охрана от вредителей. Вместе с тем государство не может эффективно управлять ресурсом, если не знает его точного объема.

- Поэтому в Правительство РФ внесен законопроект о передаче полномочий по лесоустройству на федеральный уровень, - подчеркнул Иван Валентик. – Эта инициатива поддерживается Правительством.

Не снимается с повестки дня и резонансный вопрос сбора валежника. Иван Валентик отметил, что в Федеральном агентстве лесного хозяйства анализируют законодательство субъектов Российской Федерации о сборе валежника. Лучшие практики будут доведены до регионов как рекомендации Рослесхоза по внесению изменений в соответствующую региональную нормативную базу.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: