Сохранение культуры и природы – общая задача стройкомплекса страны

Об этом начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов заявил в ходе регионального совещания, прошедшего в Казани при участии премьер-министра Республики Татарстан Алексея Песошина. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы оценки соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, участники совещания обсудили проблематику технических документов по инженерно-экологическим изысканиям и возможность расширения взаимодействия с федеральными и региональными органами власти.

Открывая совещание, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов рассказал о развитии института строительной экспертизы, обратив внимание на то, что ключевой задачей будущего является цифровизация отрасли и создание единой информационной платформы, на которой одновременно смогут работать все участники инвестиционно-строительного процесса. С этой целью экспертные организации перешли на электронный формат работы. Была введена в эксплуатацию ГИС ЕГРЗ, представляющая собой базу данных обо всех объектах капитального строительства, прошедших экспертизу.

«Сейчас мы стремимся решить вопросы управления сроками захода в экспертизу и повышения качества проектной документации, в том числе за счет привлечения заказчиков к более активному участию в этом процессе. В части работы ЕГРЗ на повестке дня - повышение качества поступающих данных, из которых необходимо научиться извлекать полезную

информацию: экономически эффективные и оптимальные технические решения, достойные проекты-аналоги. В части экологии также важно договориться об эффективном взаимодействии, ведь перед нами стоит общая задача – реализовать проект, сохраняя при этом объекты культурного наследия и природу», - заявил начальник Главгосэкспертизы России.

Алексей Песошин, в свою очередь, отметил, что у Татарстана большой опыт взаимодействия с Главгосэкспертизой России и налаженный механизм работы позволяет своевременно и часто с опережением сроков проводить экспертизу проектов, обеспечивая не только безопасность, но и повышение экономической эффективности капитальных вложений. «Комплекс мер, осуществляемых органами государственной экспертизы, оказывает положительное влияние на качество строящихся и реконструируемых объектов. При этом отдельное внимание при реализации различных программ и знаковых проектов уделяется обеспечению высоких стандартов экологического благополучия и снижению негативного воздействия на окружающую среду», - констатировал премьер-министр Татарстана.

Игорь Манылов напомнил, что на протяжении всего жизненного цикла только в целях решения экологических проблем объекты проходят множество инстанций. Все предусмотренные процедуры имеют свои сроки, участников и требования к документации. По мнению начальника Главгосэкспертизы России, необходимо преобразовать контрольно-надзорную и разрешительную деятельность, выстроив оптимальную логистику движения проекта по всей цепочке, соотнести существование экологической и строительных экспертиз, сохранить и усилить существующий механизм, перейдя от работы с документами к управлению данными и создав своего рода строительный конвейер.

О необходимости развития межведомственного и иного взаимодействия при строительстве объектов капитального строительства в части решения вопросов сохранения окружающей среды заявила в своем докладе заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана

Балашова. «Мы все делаем одно дело, давайте отвлечемся от межведомственных интересов и начнем решать проблемы сообща. Ведь наша задача – не усложнить жизнь строителям, а, наоборот, облегчить. Но при этом сделать так, чтобы не пострадали ни культура, ни окружающая среда, ни здоровье человека», - обратилась к коллегам Светлана Балашова.

Представитель Главгосэкспертизы выделила основные проблемы сегмента, связанные, в первую очередь с изменением отраслевого законодательства и вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Меняется представление об объектах первой категории, определение которых практически полностью повторяет положение Градостроительного кодекса, относящееся к особо опасным и технически сложным объектам. Теперь примерно 25% проектов, поступающих на государственную экспертизу, обязаны проходить государственную экологическую экспертизу, что исключает данный раздел из дальнейшей проверки.

«Здесь возникает проблема с сопоставимостью различных разделов проектной документации. Ведь мы смотрим проект не только на соответствие требованиям и техническим регламентам, но и на совместимость его разделов между собой. С практически полным исключением одного из разделов это будет довольно сложно. Также встает вопрос оценки достоверности определения сметной стоимости, которую невозможно провести без такого важного раздела как мероприятия по охране окружающей среды. Такое положение дел мешает нашим заявителям, проектировщикам и производителям, поэтому эти и другие вопросы Минстрой России и Главгосэкспертиза активно решают с уполномоченными органами, с Минприроды России и Росприроднадзором. Надеюсь, что у нас получится прийти к консенсусу и наладить работу в полной мере, даже в условиях переходного периода», - подчеркнула Светлана Балашова.

По словам замначальника Главгосэкспертизы России, основные надежды сейчас возлагаются на внесение изменений в закон об охране окружающей среды, который позволит проводить государственную экологическую экспертизу на предпроектной стадии, то есть на стадии выбора земельного участка и обоснования инвестиций.

Также возникают вопросы, связанные с внесением изменений в законодательство в части строительства и реконструкции в границах зон с особыми условиями использования территорий. К сожалению инженерно-экологические изыскания редко проводятся на предпроектной стадии. Это не позволяет вовремя корректно определить все ограничения размещения объекта строительства. Что, в свою очередь, влечет за собой увеличение сроков, дополнительные расходы, а иногда и срыв всего проекта.

Инженерно-экологические изыскания, по словам Светланы Балашовой, имеют особое значение и при реализации объектов по утилизации и захоронению отходов, которые сегодня требуют особого внимания. Предотвращение образования отходов и подготовка к повторному использованию отработавших установленный срок изделий - приоритетный подход к решению данных проблем, но с трудом достижимый с точки зрения финансов и расходов электроэнергии. «В итоге наиболее реальным становится конечное размещение опасных отходов на полигонах и их уничтожение при отсутствии других технологий. Проекты подобного рода уже проходят экспертизу, и их количество будет только расти. Но подходить к их реализации надо очень тщательно, так как затрагиваются интересы населения, технологические аспекты и тот же вопрос, касающийся зон с особыми условиями размещения», - считает Светлана Балашова.

В рамках регионального совещания свои доклады представили и другие эксперты Главгосэкспертизы России. Так начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Оксана Родивилова

обозначила основные проблемы, возникающие при проведении государственной экспертизы проектной документации в части оценки соответствия требованиям охраны окружающей среды и требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Начальник Отдела санитарно-эпидемиологического благополучия населения Анна Ершова рассмотрела санитарно-эпидемиологические аспекты проведения государственной экспертизы проектной документации. В свою очередь, начальник Отдела инженерно-экологических изысканий Дмитрий Папунов остановился на актуальных проблемах государственной экспертизы результатов инженерно-экологических изысканий.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: