Теперь все аукционы, конкурсы, запросы котировок и запросы предложений реализуются с использованием функционала электронных торговых площадок. Порядок проведения каждой вышеуказанной процедуры подробно обозначен в Законе о контрактной системе. Обращаю внимание заказчиков на необходимость правильного и корректного формирования документации в связи с данными изменениями.

Однако есть некоторые исключения, когда традиционный вариант проведения закупок не будет считаться нарушением. Например, в случае закупки с целью оказания медицинской помощи при возникновения экстренной ситуации или покупки товаров для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Важно отметить, что заключение контрактов теперь осуществляется тоже в электронной форме.

— Каким образом осуществляется подписание электронного контракта?

— Подписание такого контракта осуществляется с помощью электронной подписи. И если ранее применялась неквалифицированная электронная подпись, то теперь для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках нужно будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

— Изменились ли требования к содержанию самого контракта?

— Да, в контракт включаются следующие обязательные условия:

— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

— об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если по законодательству РФ о налогах и сборах эти налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Ранее это требование распространялось только на физических лиц.

— Каковы преимущества перехода на электронные торги?

— Во-первых, повысится прозрачность проводимых процедур, так как шансы заказчика «договориться» с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются иные субъективные факторы в работе заказчика и членов его комиссии (в том числе технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счет повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). В свою очередь, для заказчика следствием большого количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

Также сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку ее по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

— С переходом на электронные закупки изменится что-либо в единой информационной системе (ЕИС)?

— Да. Потенциальным участникам закупок теперь необходимо пройти регистрацию в ЕИС. Вместе с тем будет формироваться единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Еще раз подчеркну, что принимать участие в процедурах смогут только те организации, значащиеся в данном списке. Регистрация осуществляется бесплатно и действует в течение трех лет. Только после в регистрации в ЕИС участник сможет аккредитоваться на электронной

торговой площадке. Отмечу, что со следующего года она станет автоматической. Т.е. будет выдаваться сразу при регистрации в ЕИС и включении в реестр участников закупок.

— Какие еще технологии, новшества будут внедрены в систему закупок?

— С октября текущего года начнет работу новая государственная информационная система «Независимый регистратор» (ГИС «Независимый регистратор»). Её создадут для мониторинга работоспособности ЕИС и электронной площадки, фиксации действий или бездействия участников контрактной системы в сфере госзакупок в ЕИС и на электронной площадке, хранения сведений.