— Что такое субсидирование авиаперелетов?

А.И. Широков: Это государственная финансовая программа поддержки пассажирских авиаперевозок внутри нашей страны. Она заключается в том, чтобы стоимость авиабилетов становилась доступной для целого ряда категорий населения России. На эти цели авиакомпании получают субсидии из федерального бюджета, если речь идет о магистральных перевозках, например. Поэтому они могут продавать билеты не по экономически обоснованной цене, а значительно ниже. Разницу в стоимости и покрывает субсидия.

Средства, выделяемые на субсидирование, направляются на поддержку авиаперелетов на Дальний Восток и обратно, в Крым и обратно, в Калининград и обратно, а также для поддержки межрегиональных авиасообщений.

Если дотируются авиаперелеты внутри российских субъектов, то источником финансовой поддержки в таком случае становится региональный бюджет. Так происходит в целом ряде территорий на Севере России.

— Кто имеет право на приобретение авиабилетов?

А.И. Широков: Сегодня это пассажиры в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, также инвалиды I группы любого возраста, инвалиды с детства II или III группы и сопровождающие их лица, многодетные семьи. Как видим, государство оказывает поддержку группам населения, которые нуждаются в дополнительной социальной защите.

— Каковы направления субсидированных авиаперелетов?

А.И. Широков: На сегодняшний день программа субсидирования авиаперелетов распространяется на 152 маршрута в дальневосточном, крымском, калининградском направлениях, а также в межрегиональных перевозках. Наибольшее количество средств (около 75 %) этой программы используется на дальневосточном направлении.

— Что нового появилось в этой программе в 2019 году?

А.И. Широков: Важнейшим нововведением стало то, о чем говорили дальневосточники очень давно. До 2019 года программа работала только с марта по октябрь, с этого года она стала круглогодичной. Кроме того, в число россиян, обладающих правом на покупку субсидированных авиабилетов, с этого года были включены многодетные семьи.

— Каковы размеры финансирования этой программы?

А.И. Широков: В текущем году на финансирование программы субсидирования авиаперелетов уже направлено 3 млрд 893 млн руб. Как обычно, наибольший удельный вес в этой сумме имеет дальневосточное направление. Сумма здесь 2 млрд 885 млн на 2019 год. В том числе для Магаданской области – около 128 млн руб. Более того, уже сейчас в правительстве России находится проект постановления о следующем выделении средств: уже в размере 5,2 млрд руб., из которых около 4 млрд – для дальневосточного направления. Таким образом, можно говорить о том, что финансирование этой программы в масштабах всей страны может составить около 9 млрд руб.

— Почему же продажа субсидированных авиабилетов опять закончилась так быстро?

А.И. Широков: Тут, думаю, две основные причины. Первая, как уже было сказано, значительно расширился период действия программы по времени, а также увеличилось количество тех наших сограждан, кто может пользоваться этой льготой. Добавим к этому еще и ажиотажный спрос в начале продаж… Тут надо сказать, что в этой части власти оказались не готовы к такому развитию ситуации. Трудно было предположить такой ажиотаж. Но выделение дополнительных средств, о которых мы сказали выше, может поспособствовать разрешению этой ситуации.

Вторая причина, как мне кажется, в том, что сыграло свою роль и количество самолетов, частота их полетов, а в целом – количество пассажирских кресел в те или иные периоды. Так, очень быстро были выкуплены все субсидированные авиабилеты на пиковые периоды: май-июнь, август-сентябрь. Этот факт говорит о том, что здесь не нехватка денег. Здесь – нехватка мест, а значит и нехватка рейсов.

По опубликованным сегодня сведениям, на этот год Аэрофлот планирует следующую частоту полетов в Магадан: с 1 января по 3 апреля — 4 рейса в неделю; с 1 апреля по 19 мая — 5 рейсов в неделю; с 20 мая по 26 мая — 6; с 27 мая по 28 сентября — 7; с 29 сентября по 26 октября — 5; с 27 октября по 31 декабря — 4.

Как видим, если билеты закончились, прежде всего, на временные периоды с максимальной частотой рейсов Аэрофлота (а ведь летают и еще авиакомпании!!), то именно на эти периоды и приходится максимальная нехватка мест. Не денег, вновь обращаю внимание, а мест!

— И что же делать?

АИ. Широков: Я бы ответ на это вопрос разделил на два сюжета. Первый – очевидный. Сейчас надо всеми силами содействовать ускорению принятия постановления о тех 5,2 млрд руб, о которых сказано выше. И, одновременно, дополнительно к тому, что уже сегодня решено, вместе с Минтрансом, авиакомпаниями еще раз вернуться к проблеме достаточности мест в пиковые периоды.

Сегодня есть поручение Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко двум профильным комитетам верхней палаты парламента проанализировать ситуацию и вместе с заинтересованными сторонами предложить решение. В 20-х числах января мы проведем такую работу.

И второй сюжет. Нашей территории сегодня надо работать над расширением географии полетов из Магадана. Вот сегодня можно встретиться с мнением о ненужности уральского направления. Зачем, мол… Но давайте посмотрим правде в глаза. Эти рейсы позволяют увеличить количество рейсов в западном направлении, а значит, количество тех наших земляков, кто будет иметь возможность вылетать в ЦРС в том числе и по субсидированным билетам. И, если цель – южные или центральные районы страны, то пересадку в Москве вполне можно заменить пересадкой в Екатеринбурге –также мощном авиационном хабе. Это – ощутимый результат работы и губернатора Сергея Константиновича Носова и правительства региона. И чем больше будет в нашем распоряжении таких возможностей – тем лучше для всех нас, магаданцев и колымчан.

Ведь уже сейчас мы фактически имеем следующее: значительная часть наших земляков круглогодично может пользоваться субсидированными билетами, другие категории населения Колымы – «плоскими тарифами» Аэрофлота. Мы о них, замечу, сегодня не говорили. Увеличивается, как отмечено, география применения льготных авиатарифов. А ведь еще несколько лет назад этого не было. Но только этого мало. Крайне важна еще и системность работы всех звеньев этого сложного механизма.