По его мнению, такие цели необходимо заложить в нацпрограмму по развитию Дальнего Востока, которую Президент России Владимир Путин поручил разработать Правительству к 1 сентября 2019 года.

— Бюджетные вложения, например, в инфраструктуру, начиная с 2015 года составили 32,3 млрд рублей, частные инвесторы вложили в разы больше — 231,3 млрд рублей. Но люди по-прежнему уезжают с Дальнего Востока, — рассказал Анатолий Широков «Парламентской газете».

Чтобы достичь устойчивой заселённости дальневосточных субъектов, жители которых будут связывать свою жизнь и жизнь своих детей с регионом, модератором процессов нового освоения дальневосточного макрорегиона должно стать именно государство, а бизнес может играть лишь второстепенную роль, убеждён сенатор.

По его мнению, государство должно взяться за широкомасштабное жилищное и транспортное строительство, создавать и реконструировать аэропорты, морские порты, грузовые терминалы, современные железные и автодороги.

— Создание наземной транспортной инфраструктуры существенно снизит логистические издержки развития экономики. Фактически эти дороги станут своеобразными «артериями», по которым «потекут» не только грузы, но и капиталы. Бизнес будет конкурировать за право войти в «потоки», текущие по этим «артериям». Но только государству под силу осуществить такое масштабное строительство, — считает сенатор.

По его мнению, необходима также интенсификация жилищного строительства, переселение жителей из ветхого и аварийного жилья, вложения в строительство медицинских учреждений различного уровня. Ещё одна задача — привлекать абитуриентов как из дальневосточных, так и из других регионов через льготы и увеличение количества бюджетных мест именно в дальневосточных вузах и сузах по актуальным для ДВФО специальностям, отмечает Широков.

Этих целей можно достичь, только значительно усилив плановые начала в государственной политике на Дальнем Востоке, убеждён он. По его мнению, можно создать условный «дальневосточный госплан» или по крайней мере скоординировать действия федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов ДВФО и усилить администрирование целевых бюджетных финансовых потоков так, чтобы не возникали ситуации, когда каждое ведомство достигает своих целей, а в совокупности планируемый результат остаётся недостигнутым.

Бизнес при этом не должен быть ущемлён — наоборот, его необходимо освобождать от излишних социальных обязательств, считает Широков.

— Государство, как своеобразный ледокол, должно расчищать пути для бизнеса. Дальневосточный бизнес, особенно массовый — мелкий и средний, — необходимо как можно скорее освободить от выполнения фактически государственных полномочий — обеспечения государственных гарантий работникам. Например, оплаты проезда в отпуск каждые два года, — сказал он.