В Ульяновской области была проверена работа следующих учреждений:
— ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Тереньгульский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Сенгилеевский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Цильнинский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Чердаклинский центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
Во время проверочных мероприятий были выявлены системные нарушения законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Так, лаборатории выдавали ветеринарные сертификаты на продукцию российских предприятий, которые не имеют права поставок в другие страны, а также оформляли документы с многочисленными грубыми нарушениями. Например, в сертификатах не указывались адреса предприятий-производителей, результаты ветеринарно-санитарной экспертизы, информация об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров, сведения, позволяющие определить, какая лаборатория проводила испытания и имеется ли у нее соответствующий аттестат аккредитации.
Во время проверки также было установлено, что учреждения в нарушение действующего законодательства не вносят результаты ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторных исследований подконтрольных товаров в систему «Веста».
Отдельно необходимо отметить, что при проверке работы БУОО «Ливенская межрайонная ветеринарная лаборатория», расположенной в Орловской области, помимо вышеуказанных несоответствий, обнаружено, что лабораторные исследования проводятся с грубыми нарушениями.
Так, производственные помещения указанной ветеринарной лаборатории не подвергаются качественной мойке и дезинфекции поверхностей; исследования проводятся на оборудовании, не предназначенном для данных целей, а также применяются не проверенные и не аттестованные средства измерения и испытательное оборудование; отсутствует иммунизация сотрудников, работающих с микроорганизмами II группы патогенности, и так далее.
Кроме того, установлено, что, несмотря на то, что учреждение размещает в системе «Веста» информацию о проведенных исследованиях пищевой продукции, на самом деле в данной лаборатории отсутствуют расходные материалы и тест-системы для их выполнения, в частности:
— исследование пищевой продукции (молоко, мясная продукция) и зерна методом иммуноферментного анализа на: афлатоксин В1, антибиотики различных групп, в том числе пенициллин, левомицетин, стрептомицин, тетрациклин, а также ряд других проведенных исследований не обеспечены тест-системами;
— при диагностике лейкоза КРС методом РИД проведено 11 693 исследования, однако по факту в лабораторию поступило 14 наборов для серологической диагностики лейкоза крупного рогатого скота, которые позволяют провести только 1 000 исследований.
По ряду исследований (показателей) учреждение осуществляет испытания и вовсе за пределами диапазона аккредитации.
Выявленные в процессе проверки нарушения указывают на отсутствие квалифицированных специалистов, расходных материалов и тест-систем, а также систем обеспечения качества и контроля исследований. Все это свидетельствует о том, что данные учреждения не способны обеспечивать ветеринарно-санитарную безопасность подконтрольных товаров, достоверность результатов испытаний, в том числе пищевой продукции по показателям безопасности, инфекционных и инвазионных болезней, включая карантинные.
Установленные системные нарушения и формальный подход при исполнении учреждениями возложенных на них полномочий по подтверждению соответствия качества и безопасности подконтрольных товаров и выпуска их в обращение на территорию Евразийского экономического союза и в третьи страны, вызывают у Россельхознадзора обоснованные сомнения в достоверности проводимой ветеринарными службами этих субъектов ветеринарной сертификации подконтрольных товаров. Такое ненадлежащее исполнение возложенных на учреждения полномочий может привести к негативным последствиям и усложнить выполнение поставленных задач по наращиванию объемов экспорта и расширению внешних рынков. Более того, указанные факты нарушений могут привести к негативным последствиям для здоровья потребителей.
Кроме того, необходимо сообщить, что ряд учреждений Ульяновской и Томской областей оказали противодействие проведению проверки, а именно:
— ОГБУ «Барышский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Майнский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Кузоватовский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
— ОГБУ «Томское объединение ветеринарии»;
— ОГБУ «Томское районное ветеринарное управление»..
В отношении данных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях.
Совместно с прокуратурой Ставропольского края Россельхознадзор выявил факты бездействия со стороны Управления ветеринарии Ставропольского края и подведомственных ему учреждений в отношении установления ограничительных мероприятий (карантина) по лептоспирозу животных.
В рамках проведения эпизоотологического мониторинга при исследовании сыворотки крови крупного рогатого скота подведомственным Россельхознадзору ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория» обнаружены случаи положительной реакции на лептоспироз у животных на территории Апанасенковского, Александровского, Красногвардейского и Кочубеевского районов Ставропольского края.
ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория» и Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике проинформировали Управление ветеринарии Ставропольского края о выявлении случаев положительной реакции на лептоспироз у животных в регионе и сообщили о необходимости принятия соответствующих мер.
Тем не менее Управление ветеринарии Ставропольского края не провело ограничительные мероприятия и не установило карантин по опасному заболеванию.
Кроме того, в ходе проверки подведомственного Управлению ветеринарии Ставропольского края государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Нефтекумская районная станция по борьбе с болезнями животных» было обнаружено, что в отделе ветеринарно-санитарной экспертизы, расположенном на рынке, в холодильнике для хранения проб находилась обезличенная продукция животного происхождения: молоко, сметана, сало.
В целях анализа оценки рисков Управлением Россельхознадзора были отобраны пробы данной продукции и направлены для исследования в ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория».
Согласно результатам исследований, в молоке были обнаружены антибиотики тетрациклиновой группы 15,0 мкг/кг (при нормативном значении «не допускается») и бруцеллез (заболевание, общее для животных и человека).
Указанные грубые нарушения в деятельности Управления ветеринарии Ставропольского края и подведомственного ему учреждения влекут за собой ухудшение эпизоотической обстановки региона, ослабляют контроль за эпизоотической ситуацией в Ставропольском крае и создают угрозу жизни и здоровью человека и животных.
В связи с вышеизложенным Россельхознадзор обратился в Минсельхоз России с предложением о направлении в Правительство Российской Федерации представления об освобождении от должности начальника Управления ветеринарии Ставропольского края А. Н. Трегубова.
Источник: Россельхознадзор