СП РФ: По итогам 2017 г. зафиксирован минимальный уровень инфляции, начиная с 1991 года

Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, внебюджетных фондов и оперативную информацию по исполнению региональных бюджетов за 2017г.

Федеральный бюджет

Объем ВВП в январе-декабре 2017 г. в текущих рыночных ценах сложился в сумме 92 трлн руб. или 99,8% прогнозируемого объема. Динамика темпов прироста ВВП в течение года характеризуется следующими данными: I-й квартал 2017 г. прирост составил 0,5% к аналогичному периоду 2016 г., II-й квартал – 2,5%, III-й квартал – 1,8%, IV-й квартал (по оценке Счетной палаты) - 1,3%. В целом за 2017 г. рост ВВП составил 1,5%, что существенно ниже прогнозного значения (2,1%), учтенного в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями). Отрицательная динамика добавленной стоимости в целом за 2017 г. наблюдалась в строительстве (снижение на 0,2%), а также образовании (снижение на 0,1%) и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (снижение на 0,2%).

Индекс промышленного производства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упал до 101% (в 2016 г. – 101,3%). В IV-м квартале 2017 г. отмечен спад по всем укрупненным группам промышленной деятельности. Однако в целом за 2017 г. снижение динамики зафиксировано только в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,8%. В добыче полезных ископаемых зафиксирован рост на 2%, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – на 0,1%, в обрабатывающих производствах – на 0,2%. Динамика промышленного производства в 2017 г. существенно ниже прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 2,1%). Счетная палата в своих материалах неоднократно указывала на значительные риски недостижения прогнозного показателя.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2017 г. стала $53,02 за баррель, что на 27% выше, чем в 2016 г., а также на 6,3% выше среднегодовой прогнозной цены ($49,9 за баррель). В целом за январь 2018 г. цена на нефть достигла $68,59 за баррель, что на 7,6% выше показателя декабря.

Официальный курс доллара США к рублю в 2017 г. снизился до 58,33 руб. за 1$ или на 12,8% ниже уровня 2016 г. (66,9 руб. за 1$). В январе 2018 г. курс доллара США к рублю по сравнению с декабрем 2017 г. укрепился и стал 56,78 руб. за 1$.

Инфляция по итогам 2017 г. сложилась на уровне 2,5% (в 2016 г. – 5,4%), что является историческим минимумом с 1991 г. Продовольственные товары в 2017 г. подорожали на 1,1% (в 2016 г. - на 4,6%). Наибольший рост цен отмечался на масло сливочное – на 9,6%, молоко и молочную продукцию – на 5,2%, рыбу и морепродукты – на 3,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 2,7%. Непродовольственные товары в 2017 г. подорожали на 2,8% (в 2016 г. – на 6,5%). Наибольший рост цен в 2017 г. отмечался на подакцизную продукцию: табачные изделия подорожали на 8,6%, бензин автомобильный – на 7,3%, обувь - на 4%, ткани – на 3,7%. Прирост цен и тарифов на услуги в 2017 г. составил 4,4% (в 2016 г. – 4,9%). По состоянию на 5 февраля 2018 г. инфляция с начала года составила 0,4%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,7% вместо прогнозируемого роста на 1,3%.

Рост реальной начисленной заработной платы в целом по 2017 г. составил 3,4%, что несколько выше прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 3,2%). Реальный размер назначенных пенсий за январь-ноябрь 2017 г. увеличился на 3,7%.

Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2018 г. составила 2,5 млрд руб., снизившись за год на 8,7%. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17% на строительство, по 6% на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки и транспорт, 3% на добычу полезных ископаемых.

Формирование нормативной правовой базы, необходимой для исполнения федерального закона о федеральном бюджете осуществляется с отступлением от установленных сроков. До начала 2017 финансового года было принято 30 из 50 нормативных правовых актов (60%), предусмотренных графиком подготовки НПА, что является самым низким показателем за последние годы.

Треть НПА (42 из 109 НПА или 38,5%) приняты по истечении от 30 до 155 дней от срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиками их подготовки. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов указанных нормативных правовых актов являлись, в том числе Минпромторг России, Минздрав России, Росстандарт, Минтранс России, Минобрнауки России, Минкультуры России, МЧС России, Минсельхоз России, Минэнерго России.

Доходы федерального бюджета в январе-декабре 2017 г. сложились в сумме 15,1 трлн руб. или 102,5% прогнозного показателя на год (в 2016 г. 13,5 трлн руб. и 100,7%). Из общего объема доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы - 5,97 трлн руб. или 103% прогноза, ненефтегазовые – 9,1 трлн или 102,1%. Общий объем доходов по сравнению с их уровнем в 2016 г. увеличился на 1,6 трлн руб. или на 12,1%.

По 104 видам доходов исполнение за 2017 г. не достигло уровня прогноза поступлений к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями) на 89,6 млрд рублей.

Результаты мониторинга плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам показали, что отдельные мероприятия не осуществляются в установленные сроки. По оценке Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2018 г. из 69 мероприятий указанной «дорожной карты», запланированных на 2016-2017 гг., выполнено 46 мероприятий или 66,7%, не выполнено 21 мероприятие или 30,4%.

Расходы федерального бюджета в 2017 г. исполнены в сумме 16,4 трлн руб. или 96,5% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. – 16,4 трлн руб. или 98,7%).

Общий объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 591,1 млрд рублей, из них около 75% составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации направляются в 2018 году на те же цели.

По состоянию на 1 января 2018 г. менее 96,5% исполнены расходы по следующим разделам: «Культура, кинематография» – 91,1%, «Национальная оборона» – 93,2%, «Общегосударственные вопросы» – 93,5%, «Физическая культура и спорт» – 93,8%, «Национальная экономика» - 95,3%, «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» - 95,3%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 95,6%, что также частично связано с законодательным переносом остатков на 2018 г.

В 2017 г. бюджетные ассигнования не исполнены в полном объеме по 83 главным распорядителям (88,3% общего количества). Исполнение расходов федерального бюджета менее 90% в относительном выражении установлено по ФАДН России – 61,5% (объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1 млрд руб.), Минкомсвязи России – 79,9% (3,9 млрд руб.), Росаккредитации – 82,4% (0,1 млрд руб.), Росавиации – 83,5% (11,3 млрд руб.) и Роснедрам – 85,9% (4,7 млрд руб.). По указанным главным распорядителям отмечалось неисполнение сводной росписи и за 2016 год. При этом уровень исполнения расходов за 2017 г. по указанным главным распорядителям, за исключением Росавиации, значительно ниже уровня исполнения расходов за 2016 год.

Анализ исполнения расходов в 2017 г. свидетельствует о невыполнении отдельными главными распорядителями поручения Председателя Правительства Российской Федерации о принятии исчерпывающих мер по обеспечению равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета в 2017 году.

Проведенный поквартальный анализ равномерности исполнения расходов федерального бюджета за ряд лет показал, что наибольший объем бюджетных ассигнований по-прежнему приходится на IV квартал. Уровень исполнения расходов за IV квартал 2017 г. составил 30,8%, при этом уровень исполнения расходов федерального бюджета в декабре 2017 г. составил 15,5% общего объема исполнения расходов за год.

В рамках исполнения указанного поручения ряд главных распорядителей представляли лишь пояснения о причинах сложившегося значения показателя без указания конкретных принятых мер (например, Минобрнауки России, ФМБА России), отдельными главными распорядителями, несмотря на низкий уровень достижения планового значения показателя, информация о принятых мерах не приводится (например, Росимущество).

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) по итогам 2017 г. исполнены в сумме 7,99 трлн руб. или 96,3% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. –7,8 трлн руб. или 98,3%).

Не в полном объеме исполнены расходы по 39 госпрограммам, объем неисполненных бюджетных ассигнований по госпрограммам (открытая часть) составил 305,7 млрд руб. или 3,7% показателя сводной росписи с изменениями, из них значительную часть составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации могут быть использованы в 2018 году на те же цели.

Менее 95% показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по следующим госпрограммам: «Реализация государственной национальной политики» – 66,3%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы – 78,4%, «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» – 82,8%, «Воспроизводство и использование природных ресурсов» – 89,1%, «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы – 90,7%, «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 92,5%, «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы – 92,6%, «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» – 92,9%, «Развитие физической культуры и спорта» – 93,5%, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы – 94,1%, «Развитие внешнеэкономической деятельности» – 94,7%.

Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) по итогам 2017 г. исполнены в сумме 175 млрд руб. или 93,5% показателя сводной росписи с изменениями (расчетно).

По итогам 2017 г. общий объем неисполненных назначений по приоритетным проектам составил 12,3 млрд руб. или 6,5% показателя сводной росписи с изменениями.

В течение года реализация приоритетных проектов (программ) осуществлялась в условиях многочисленных изменений как параметров, содержащихся в паспортах, так и показателей их сводных планов, отмечался низкий уровень их исполнения. На низком уровне исполнены расходы на реализацию приоритетных проектов (программ): «Комплексное развитие моногородов» - 39,1% показателя сводной росписи с изменениями, «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» - 46,5%.

Отдельные контрольные точки, предусмотренные паспортами приоритетных проектов и сводными планами, не выполнены, выполнены не в полном объеме либо с нарушением сроков. При невыполнении отдельных контрольных точек отмечаются случаи их исключения из паспортов и сводных планов.

По оценке Счетной палаты, из 427 точек, утвержденных в паспортах проектов на 1 января 2018 г., с нарушением срока выполнено более 25% (110 точек), не выполнено более 19% (82 точки). Из утвержденных сводными планами по состоянию на 1 января 2018 г. 1 198 контрольных точек с нарушением срока выполнено около 25% (297 точек), не выполнено около 13% (150 точек).

Расходы федерального бюджета на ФАИП без учета расходов на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов, включенных в состав консолидированных субсидий, по итогам 2017 г. составили 691 млрд руб. или 91,7% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств без учета консолидированных субсидий (в 2016 г. 690,7 млрд руб. или 90,7%). Значение основного показателя результативности ФАИП «доля своевременно введенных в эксплуатацию объектов ФАИП в общем количестве подлежавших вводу» остается на низком уровне. По предварительным данным, за 2017 г. введено в эксплуатацию на полную мощность 189 объектов из 441 или 42,9% количества объектов ФАИП, подлежавших вводу в 2017 г. (в 2016 г. – 126 объектов из 496 или 25,4%).

По состоянию на 1 января 2018 г. в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации средства в объеме 193,6 млрд руб., в т.ч. на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, – 107,5 млрд руб.; на оказание иной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации – 43,2 млрд руб., а также на реализацию иных мероприятий – 42,9 млрд руб.

По состоянию на 1 января 2018 г. объем резервного фонда Правительства Российской Федерации составляет 15,7 млрд руб.

Межбюджетные трансферты бюджетам регионов за 2017 г. исполнены в сумме 1,69 трлн руб. или 101,2% предусмотренного объема межбюджетных трансфертов и 95,3% показателя сводной росписи с изменениями. При этом отмечается неравномерность перечисления регионам субсидий: в IV квартале 2017 г. перечислено 42% общего объема субсидий, из них в декабре 2017 г. – 23,9%.

В 2017 г. по 17 из 26 главных распорядителей исполнение по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации составило менее 95% показателя сводной росписи с изменениями, из них по 8 субсидиям исполнение составило менее 70%.

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) за январь-декабрь 2017 г. составили 2,3 трлн руб. или 95,3% доведенных до распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Исполнение бюджетных ассигнований по контрактуемым расходам составляет от 48,5% по Рослесхозу до 132,8% по ФСИН России. На федеральном уровне было заключено 784,3 тыс. контрактов, при этом их общая стоимость по сравнению с 2016 г. увеличилась на 3,8%. Объем контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизился с 729,6 млрд руб. (36,1% объема контрактов) до 619,7 млрд руб. (29,5%). Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь-декабрь 2017 г. на федеральном уровне снизилась по сравнению с 2016 г. и составила 4,6% (87,2 млрд руб.), в аналогичном периоде 2016 г. данный показатель составил 8,1% (150,5 млрд руб.).

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании на 1 января 2018 г. составило 464 млрд руб. или 99,4% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. – 434,9 млрд руб. или 99,97%), в т.ч. взносы в уставные капиталы АО с госучастием - 190,2 млрд руб. или 99,9%, имущественные взносы  - 172,3 млрд руб. или 99,7%, субсидии на выполнение возложенных полномочий и осуществление деятельности  - 101,5 млрд руб. или 97,8%. Следует отметить, что предоставление главными распорядителями взносов в уставные капиталы АО в конце года не обеспечивает их своевременное и результативное использование. Например, по состоянию на 1 января 2018 года АО «Корпорация развития Северного Кавказа» не использован взнос в уставный капитал в сумме 2,4 млрд. рублей на цели создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, перечисленный Минкавказом России на его лицевые счета в УФК по Ставропольскому краю только 27 декабря 2017 года. Вместе с тем, проверки Счетной палаты свидетельствуют, что значительные объемы средств, предоставленные госкорпорациям и госкомпании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым госкорпорации и госкомпания получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2017 г. сложился в сумме 1,3 трлн руб. (1,5% утвержденного ВВП) при утвержденном годовом объеме дефицита 2 трлн руб. Финансирование дефицита федерального бюджета в основном обеспечено за счет использования средств Резервного фонда, а также средств по операциям с государственными ценными бумагами (сальдо).

Размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (с учетом положений статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации), составило 1 756,4 млрд руб., погашение – (-) 633 млрд руб.

Средства Резервного фонда по состоянию на 1 января 2018 г. полностью израсходованы: в декабре 1 трлн руб. использован на покрытие дефицита федерального бюджета. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте на 1 января 2018 г. составил 3,8 трлн руб. или на 13,9% меньше, чем на начало года. В 2017 г. средства ФНБ направлялись на софинансирование формирования пенсионных накоплений (5,5 млрд руб.), на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (616,7 млрд руб.).

С 8 февраля 2017 г. Федеральным казначейством осуществлялись операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. На 1 января 2018 г. приобретено иностранной валюты на 829,1 млрд руб. (6,4 млрд долларов США, 5,6 млрд евро и 1,1 млрд фунтов стерлингов).

Объем неисполненных бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание внутреннего долга составил 15,9 млрд руб. или 2,9% показателя сводной росписи с изменениями.

При внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Счетная палата отмечала, что с учетом возможного снижения расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в соответствии с положениями статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет размещения государственных облигаций по цене выше номинала и получения накопленного купонного дохода, с одной стороны, и возможного увеличения расходов на обслуживание государственных ценных бумаг, размещаемых Минфином России в IV квартале текущего финансового года, экономия по расходам на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации по итогам 2017 г. может составить до 15 млрд рублей.

Итоги 2017 г. подтверждают обоснованность расчетов Счетной палаты о возможной экономии по указанным расходам.

Региональные бюджеты

Доходы бюджетов регионов на 1 января 2018 г. исполнены в объеме 10,76 трлн руб., или 101,6% от предусмотренного объема, расходы – 10,81 трлн руб., или 94,5%.

На 1 января 2018 г. консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом в объеме 51,9 млрд руб. С суммарным дефицитом в объеме 188,6 млрд руб. исполнены бюджеты 47 регионов, с суммарным профицитом в объеме 136,7 млрд руб. – 38 регионов.

При этом еще на 1 декабря 2017 г. складывался профицит консолидированных бюджетов регионов в объеме 695,9 млрд руб.

Наибольший объем произведенных расходов консолидированными бюджетами регионов осуществлен в IV квартале 2017 г. – 3,73 трлн руб., или 34,5% объема годовых перечислений, в том числе в декабре – 1,92 трлн руб., или 17,8% объема годовых перечислений, что говорит о неравномерности исполнения расходов в 2017 г. при относительно равномерном поступлении доходов. Аналогичная ситуация складывалась и в предыдущие годы.

Поступления налога на прибыль организаций в бюджеты регионов в 2017 г. увеличились по сравнению с 2016 г. на 10,9% и составили 2,53 трлн руб., НДФЛ – на 7,7% и составили 3,25 трлн руб., по группе налогов на имущество – на 11,9% и составили 1,25 трлн руб.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов по состоянию на 1 января 2018 г. перечислены в объеме 1,69 трлн руб. (95,3% объема сводной бюджетной росписи), в том числе дотации – 759 млрд руб. (95,4%), субсидии – 419,8 млрд руб. (93,7%), субвенции – 326,1 млрд руб. (96,8%) и иные межбюджетные трансферты – 185,1 млрд руб. (96,6%).

В структуре расходов наибольшая доля приходится на расходы по разделам 07 «Образование» (24,9%), 10 «Социальная политика» (20,4%), 04 «Национальная экономика» (21,2%), 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (10,4%) и 09 «Здравоохранение» (7,8%).

Исполнение запланированного объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценивается на уровне 94,5%, в том числе расходов на национальную экономику – 92,4%, жилищно-коммунальное хозяйство – 90,4%, образование – 97,4%, здравоохранение – 95%, социальную политику – 97,5%.

Расходы консолидированных бюджетов регионов на обслуживание государственного и муниципального долга в 2017 г. составили 133,9 млрд руб. и снизились по сравнению с 2016 г. на 12,9%. Необходимо отметить, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. отмечался рост указанных расходов на 3,2%, а в 2015 г. к 2014 г. – на 22,4%.

Государственный долг регионов по состоянию на 1 января 2018 г. снизился по сравнению с началом года на 37,8 млрд руб., или на 1,6% и составил 2,32 трлн руб.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам регионов в 2017 г. перечислены в объеме 333,8 млрд руб. (96,5% предусмотренных средств), возвращенных регионами бюджетных кредитов – 313,5 млрд руб., в том числе досрочное погашение бюджетных кредитов в связи с несоблюдением регионами условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов – 91,7 млрд рублей.

ФОМС

За 2017 г. исполнение бюджета ФОМС по доходам сложилось в сумме 1,74 трлн руб. (101,8% прогнозного объема на 2017 г.), что превышает процент исполнения бюджета ФОМС по доходам за 2016 г. (99,76%). Основная часть поступлений в январе-декабре 2017 г. была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС.

Поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения - 1,09 трлн руб. (102,6% годового прогнозного объема), что выше аналогичного показателя за 2016 г. на 80,56 млрд руб.

Рост динамики поступлений взносов на ОМС работающего населения по сравнению с прогнозным показателем обусловлен в основном ростом объема фонда заработной платы в 2017 г. и передачей полномочий по администрированию страховых взносов на ОМС от Пенсионного фонда РФ ФНС России.

Поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджет ФОМС, на 1 января 2018 г. – 618,7 млрд руб. или 100,01% прогнозного годового показателя.

По данным ФОМС по Кемеровской, Воронежской и Свердловской областям, а также г. Москве, сумма перечисленных за 2017 г. в бюджет ФОМС взносов на ОМС неработающего населения превышает объем бюджетных ассигнований на указанные цели суммарно на 3,8 млн руб., что согласно пояснениям ФОМС, связано в том числе с уплатой страховых взносов за неработающих членов семей военнослужащих.

По состоянию на конец 2017 г. страховые взносы на ОМС неработающего населения всеми регионами перечислены в бюджет ФОМС в полном объеме, задолженности по их уплате не имеется.

Поступления от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ФОМС остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 4 млрд руб. Из них возврат остатков субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 1,87 млрд руб., возврат остатков иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медпомощи, в том числе ВМП, включенной в базовую программу ОМС, - 1,39 млрд руб.

Исполнение бюджета ФОМС по расходам за 12 месяцев 2017 г. составило 1,66 трлн руб. или 95,4% утвержденных бюджетных ассигнований на 2017 г., что ниже уровня исполнения расходов бюджета ФОМС за 12 месяцев 2016 г. (99,7%).

Наибольшая сумма расходов приходится на субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов. Их исполнение составило 1,54 трлн руб. или 100% утвержденного годового объема, что соответствует уровню исполнения за соответствующий период 2016 г.

Расходы по финансовому обеспечению оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными госучреждениями, составили за 2017 г. 90,73 млрд руб. или 100% утвержденного годового объема.

Межбюджетные трансферты в виде дотации федеральному бюджету на софинансирование расходов регионов, возникающих при оказании гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, исполнены в сумме 6 млрд руб. или 100% утвержденного годового объема. При этом установленная форма данного межбюджетного трансферта в виде дотации федеральному бюджету предполагает возврат неиспользованных на конец финансового года остатков субсидий регионами в федеральный бюджет, но не предусматривает возврат указанных ассигнований в бюджет ФОМС.

По данным Минздрава России, госучреждениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медстрахования, за 2017 г. пролечено 329 тыс. пациентов или 100,2% планового годового объема, медицинскими организациями регионов на условиях софинансирования из федерального бюджета – 177,8 тыс. пациентов или 101,9% планового годового объема.

Средства нормированного страхового запаса ФОМС зарезервированы в пределах 77,73 млрд руб. По состоянию на 1 января 2018 г. расходование указанных средств не осуществлялось.

По результатам исполнения бюджета ФОМС в январе-декабре 2017 г. текущий профицит бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. составил 82,17 млрд руб., при утвержденном дефиците бюджета ФОМС на 2017 г. в размере 29,04 млрд руб.

Причинами образования незапланированного текущего профицита бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. являются:

- поступление страховых взносов на ОМС работающего населения сверх установленных объемов на 27,1 млрд руб.;

- неполное исполнение расходов ФОМС, в том числе на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде (не использовано 2 млрд руб. от планируемых значений), на осуществление единовременных выплат медицинским работникам (не исполнено 0,2 млрд руб.), неиспользование средств нормированного страхового запаса в 2017 г.

В результате остатки средств на счете ФОМС на 1 января 2018 г. составили 191,77 млрд руб.

ПФР

Доходы бюджета ПФР за 2017 г. составили 8,26 трлн руб. или 98,8% прогнозного объема. Доходы бюджета фонда по сравнению с их объемом в 2016 г. увеличились на 634,83 млрд руб. или на 8,3%

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в бюджет ПФР в 2017 г. в объеме 4,49 трлн руб., что на 0,9% больше прогнозного значения (на 8,5% больше поступлений в 2016 г.). Доля страховых взносов в доходах бюджета ПФР за 2017 г. составила 54,4%.

По данным отчета ФНС России, совокупная задолженность в бюджет ПФР по страховым взносам на выплату страховой и накопительной пенсий, пеням и налоговым санкциям, на 1 января 2018 г. составила 432,7 млрд. руб., из которой 394,8 млрд руб. (91,2%) составляет задолженность, которая была передана налоговым органам из ПФР.

Текущая задолженность (за расчетные периоды после 1 января 2017 г.), администрируемая ФНС Росси на конец 2017 года составила 37,8 млрд руб., в то же время согласно данным ПФР, администрируемая ПФР задолженность за 2016 г., выросла на 51,6 млрд руб.

В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2017. поступили в объеме 3,7 трлн руб., и составили 44,6 % общего объема доходов бюджета ПФР в 2017 г. (за 2016 г. – 44%).

Межбюджетный трансферт из федерального бюджета, предоставляемый бюджету ПФР на его сбалансированность, перечислен в объеме 932,7 млрд руб., что на 26,4 млрд руб. меньше объема, предусмотренного Законом о бюджете ПФР. Уменьшение данного межбюджетного трансферта обусловлено исполнением части 15 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», согласно которой Правительство России вправе в ходе исполнения федерального бюджета в 2017 г. предоставлять бюджету ПФР межбюджетный трансферт на ОПС в пределах средств, обеспечивающих текущие выплаты страховой пенсии и авансирование пенсий за январь 2018 г.

Доля данного трансферта в объеме доходов ПФР в 2017 г. составила 11,3% (в 2016 г. – 12,9%).

Расходы бюджета ПФР в 2017 г. составили 8,32 трлн руб. или 96,9% утвержденного объема годовых расходов. Расходы бюджета фонда по сравнению с 2016 г. увеличились на 489,78 млрд руб. или на 6,3%. Увеличение расходов ПФР обусловлено индексацией пенсий и социальных выплат, предоставлением единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. руб., а также увеличением численности пенсионеров.

Стоимость пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии с 1 апреля 2017 г. увеличена до 78,58 руб. При этом увеличение стоимости пенсионного коэффициента было осуществлено при отсутствии утвержденной Правительством России методики, что противоречит действующему закону «О страховых пенсиях».

Расходы бюджета ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала составили 311,8 млрд руб. или 94,4% утвержденного показателя. По предварительным данным ПФР, за 2017 г. было выдано 724,46 тыс. государственных сертификатов на получение материнского капитала, что на 28%, меньше выданного количества за 2016 г., что обусловлено уменьшением в 2017 г. числа родившихся детей (по данным Росстата, в 2017 г. родилось 1 689,9 тыс. чел., в 2016 г. – 1 893,3 тыс. чел.).

Дефицит бюджета ПФР по итогам 2017 г. составил 59,4 млрд руб., в частности: профицит по распределительной составляющей – 109,02 млрд руб., дефицит по накопительной составляющей – 168,4 млрд руб.

Остатки средств на счетах бюджета ПФР на 1 января 2018 г. составили 318,12 млрд. рублей и увеличились по сравнению с началом года в 1,8 раза (174,12 млрд. рублей), из них остаток по распределительной составляющей бюджета ПФР составил 228,9 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем на начало года (120,08 млрд. рублей).

ФСС

Кассовое исполнение бюджета Фонда социального страхования по доходам за 2017 г. составило 285,2 млрд руб. (44,4% показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда).

На конец 2017 г. кассовое исполнение бюджета ФСС сложилось на 103,7 млрд руб. или на 57% больше, чем на конец 2016 г.

Увеличение доходов, прежде всего, обусловлено положительной динамикой кассовых поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Анализ показал, что кассовые поступления за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 222,8 млрд руб., что на 44,1 млрд. рублей, или на 24,7 % больше 2016 г., от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 100,2 млрд руб., что на 8,6 млрд руб. или на 9,4 % больше 2016 г. Росту объемов страховых взносов способствовало увеличение в 2017 г. прогнозируемого фонда заработной платы на 507 млрд руб.

Кроме того, на увеличение в 2017 г. кассовых поступлений по доходам повлияли дополнительные поступления страховых взносов в 13 территориальных органах ФСС, перешедших с «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС на прямые выплаты.

По оценке Счетной палаты, увеличение доходной части бюджета ФСС за счет страховых взносов по итогам осуществления ФСС взаиморасчетов со страхователями за IV квартал 2017 г. может составить более 15 млрд руб. (расчетно).

Совокупная задолженность в бюджет ФСС по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по страховым взносам на 1 января 2018 г. составила 9,8 млрд руб. (на 1 сентября 2017 г. – 12,2 млрд руб.), в том числе за расчетные периоды с 1 января 2017 г. – 2,4 млрд руб. (на 1 сентября 2017 г. – 3,7 млрд руб.). В общей сумме задолженности недоимка составила 3,9 млрд руб. (39,8%), в том числе в общей сумме задолженности, образовавшейся за расчетные периоды с 1 января 2017 г., – 1,3 млрд руб. (54,2%).

Недоимка по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выросла на 2 млрд руб. (31,3%), и на 1 октября 2017 г. составила 8,5 млрд руб. (за аналогичный период 2016 г. рост составлял 467,6 млн руб. или 7,8%). Задолженность по пеням и штрафам в 2017 г. выросла на 3,8% и составила на 1 октября 2017 г. почти 1,7 млрд руб.

По предварительным данным, резерв страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2017 г. на 1 января 2018 г. составил 109,4 млрд руб. Доходы от размещения резерва в кредитных организациях поступили в бюджет ФСС в объеме 4,6 млрд руб. или на 138,7% больше планируемого дохода.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета перечислены в бюджет ФСС в объеме 50,1 млрд руб., что на 16,5% больше утвержденного показателя Законом о бюджете Фонда Увеличение межбюджетного трансферта связано с перечислением из федерального бюджета средств на оплату санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, в объеме 4,5 млрд руб., и дополнительных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с внесением соответствующих изменений в закон «О федеральном бюджете» в объеме 2,6 млрд руб.

Из бюджета ФОМС поступило 16,1 млрд руб. или 89% установленного показателя.

Кассовые расходы Фонда на конец 2017 г. составили 264,2 млрд руб. (38,7% утвержденного показателя). По сравнению с 2016 г. объем расходов увеличился на 15%, что обусловлено, в том числе, увеличением количества территориальных органов ФСС, перешедших с «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС на прямые выплаты.

За январь-декабрь 2017 г. плательщикам страховых взносов возвращены суммы превышения произведенных ими расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов в объеме 109,1 млрд руб.

По оперативным данным ФСС, за 2017 г. за получением путевок на санаторно-курортное лечение обратились 212,9 тыс. человек (в 2016 году – 199,64 тыс. человек). На санаторно-курортное лечение направлены 150,5 тыс. граждан (в 2016 году – 147,52 тыс. граждан). За IV квартал 2017 г. территориальными органами ФСС было приобретено всего 50 путевок. Вместе с тем остаток средств на конец года составил почти 100 млн руб., что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ФСС за рациональным использованием средств федерального бюджета на данные цели.

По предварительным итогам, бюджет ФСС исполнен с профицитом в объеме 21 млрд руб. при утвержденном Законом о бюджете Фонда дефиците в сумме (-) 41,2 млрд руб.

Остаток денежных средств на счетах ФСС на 1 января 2018 г. составил 159,5 млрд руб. и по сравнению с остатком на начало 2017 г. увеличился на 21 млрд руб. или на 15,2%.

Источник: СП РФ

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: