В частности, обсуждался проект, в соответствии с которым регионам для обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина предоставляется право учреждать должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и финансировать их деятельность. Инициатива также содержит общие принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах, например, требования, предъявляемые к кандидату на данную должность, порядок и срок назначения (избрания) на данную должность и т. д.

Комитет в целом поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.

Поддержку депутатов получил и документ, позволяющий уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, как и Уполномоченному по правам человека в РФ, воспользоваться правом не давать свидетельские показания по гражданскому делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей.

Комитет считает, что эти поправки позволят обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, направляющих обращения в адрес уполномоченных по правам человека в субъектах, а также повысить эффективность деятельности самих уполномоченных.

Парламентарии рассмотрели инициативу, предлагающую установление запрета на получение Уполномоченным по правам человека в РФ, в связи с осуществлением своих полномочий, вознаграждения (в форме ссуд, денежного и иного вознаграждения, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц. В ходе обсуждения отмечалось, что устанавливаемый запрет касается исключительно осуществления им своих функций и не нарушает право гражданина, занимающего указанную должность, на частную жизнь.

Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Черкасов отметил, что данные изменения направлены на приведение ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в соответствие с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и подчеркнул, что Правительство Российской Федерации придерживается пути «ухода от стоимостной характеристики подарков к четкому запрету».

По итогам дискуссии Комитет рекомендовал Государственной Думе одобрить проект федерального конституционного закона в первом чтении.

Депутаты рассмотрели также законопроект, закрепляющий возможность назначения НКО административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа, если административное правонарушение совершено НКО впервые и отсутствует причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Исключением могут стать НКО, которым ранее выносилось предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации, однако такое нарушение не было устранено в установленный в предупреждении срок.

По мнению членов Комитета, уже действующая норма о замене штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и их работников приводит к неравенству между коммерческими организациями и НКО в сфере назначения наказаний за административные правонарушения.

В целом Комитет рекомендовал инициативу к принятию в первом чтении.