Одна из основных претензий активистов – использование устаревших данных во многих разделах терсхемы. Общественники опасаются, что недостоверные сведения приведут к проблемам при реализации новой схемы обращения с отходами на практике. Так, при анализе источников образования отходов используются устаревшие данные 2016 года. Отсутствуют сведения о торговых палатках, лотках, павильонах, супермаркетах и универсамах во многих районах области. Хотя по факту они существуют и образуют немалое количество отходов. Приведенный в схеме морфологический состав ТКО тоже не является достоверным, поскольку использованы данные исследований 2013 года. За эти годы изменились требования к упаковке, снизилось количество находящейся в обороте стеклянной тары, ее стала вытеснять пластиковая, да и уровень жизни населения изменился. А это значит, что реальный состав отходов будет сильно отличаться от запланированного терсхемой.

При описании природно-климатических условий региона специалисты не проанализировали, как погодные факторы будут влиять на транспортировку отходов. Например, в Малмыжском и Верхнекамском районах есть заречные территории, где в течение длительного периода переправы бывают недоступны. Там необходимо оборудовать пункты временного накопления отходов.

Вопросы у общественников вызвала и планируемая логистика. К примеру, отходы из Юрьянского района предполагается вывозить в Слободской район, расстояние до которого составляет более 80 км, из Опаринского – в Подосиновский в условиях отсутствия дороги большую часть года. А из Подосиновского района в 2019-2021 годах предполагается вывозить по 2,5 тысячи тонн отходов на полигон Осинцы в Слободском районе, расстояние до которого составляет более 300 км. Причем, многие участки дороги большую часть года труднопроходимы.

Планы чиновников по охвату населенных пунктов системами сбора и удаления коммунальных отходов и вовсе противоречат федеральному законодательству и условиям соглашения Кировской области с региональным оператором.

«Достигнуть 100% охвата всего населения сбором и вывозом ТКО планируется только к 2022-2023 годам, хотя по закону этот показатель должен быть обеспечен с 1 января 2019 года. Региональный оператор обязан заключить договоры-оферты и организовать вывоз ТКО у всех образователей, находящихся в зоне его действия. В терсхеме же даже на 2020 год установлен план охвата населенных пунктов системами сбора и удаления коммунальных отходов только на уровне 50%. Считаем, что тем самым чиновники дают регоператору слишком большое время на «раскачку» и законную лазейку не выполнять свои прямые обязанности», — считает региональный координатор проекта «Генеральная уборка» Роман Титов.

Все замечания, выявленные в ходе проведенного анализа, активисты ОНФ направили в региональное министерство охраны окружающей среды.