Кроме того, на заседании СГИ прозвучали еще несколько важных заявлений о перспективах развития дорожной сети Тувы. В частности, Шолбан Кара-оол рассказал общественникам о работе над проектом строительства ответвления от межмуниципальной дороги Самагалтай – Хандагайты в сторону административного центра Чеди-Хольского района поселка Хову-Аксы. Новый участок протяженностью всего в 60 километров позволит сократить транспортное плечо между столицей республики и двумя юго-западными районами, Овюрским и Монгун-Тайгинским, почти на сотню километров. «Это не только вопрос удобства для жителей этих районов, но и открывающиеся возможности для освоения малообжитых территорий юго-западного приграничья, их экономического, туристического и рекреационного потенциала», — убежден премьер.

С будущего же года предстоит провести коренную реконструкцию Коммунального моста в Кызыле. Фактически будет построен новый мост, усиленный и расширенный вдвое, до двух полос в каждую сторону. Существующий мост уже не отвечает резко выросшему по сравнению с расчетными параметрами транспортному потоку и, соответственно, безопасности дорожного движения.

Между тем, отметил Глава Тувы, осуществлять эти задачи придется в условиях ограниченных финансовых возможностей. Дорожный фонд республики, составляющий чуть более 800 млн. рублей, кроме нового строительства, должен обеспечивать еще и текущее содержание дорог регионального и муниципального значения, а это в общей сложности свыше 9 тысяч километров. На эти цели ежегодно уходит более трети всех средств фонда, хотя по федеральным нормативам должно направляться в десятки раз больше. Но если следовать нормам, тогда пришлось бы оказаться от новых дорог. Поэтому республика вынуждена балансировать между эксплуатационными расходами и инвестициями в дорожное строительство, на которое остается порядка полумиллиарда рублей.

Однако, как показал анализ состояния безопасности на дорогах, не качество дорог пока является основной причиной трагедий. По информации, представленной Совету гражданских инициатив региональным управлением ГИБДД, на первом месте среди причин дорожно-транспортных происшествий – человеческий фактор. В частности, 83 % всех ДТП со смертельным исходом произошли по вине водителей – из-за несоблюдения ими скоростного режима, выезда на встречную полосу и управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Несмотря на то, что за три года статистика смертности на дорогах сократилась более чем вдвое – со 183 до 85 человек, большинство из погибших стали жертвами именно пьяных водителей.

Эта информация и стала предметом горячих обсуждений на заседании Совета гражданских инициатив, которое длилось почти 3 часа. В выступлениях активистов СГИ прозвучали десятки предложений о том, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию на дорогах. Подводя итоги разговора, Шолбан Кара-оол высказался по каждому из них, но особо выделил только несколько инициатив. Как он объяснил собеседникам, его выбор продиктован не какими-то личными предпочтениями, а исключительно возможностями реализации предложенных мер с учетом ресурсных возможностей республики. «В этом, по-моему, и состоит смысл того, что Совет гражданских инициатив создан при Главе республики – вы предлагаете, а я и мои коллеги по правительству оцениваем, что из предложенного вами реально выполнимо, и в какой перспективе. Без такого отбора мы просто утонем в планах и заболтаем проблему», — пояснил он.

В числе инициатив, которые поддержал Глава Тувы, — предложение учредителя общественной организации «Гражданская инициатива» Данова Дажимбы о необходимости создания таких форм воспитания культуры дорожной безопасности, которые мотивировали бы на сознательное участие самых широких кругов населения. Он полагает, что вовлечь людей в этот процесс можно было бы, к примеру, через конкурс на самого добросовестного водителя. Его призовой фонд сформируют сами водители, приобретя билет или лотерею участника. Чем больше участников, тем весомее призы – вплоть до автомобиля. «Это гарантия, что в конкурсе фактически будут участвовать не только водитель, но и его семья. Каждое утро напомнят папе про осторожность на дороге и уж точно не пустят за руль даже в легком подпитии», — уверен общественник.

Шолбан Кара-оол согласился и с тем, что надо сделать регулярной акцию по распространению светоотражающих наклеек на одежду для детей. Однажды власти республики уже организовывали за счет средств бюджета подобную кампанию. Результат, по данным автоинспекции, превзошел все ожидания – количество детей и подростков, погибших в ДТП, снизилось вдвое. Это более чем убедительное основание для того, чтобы продолжать начинание и проводить подобные акции перед началом каждого учебного года совместно со школами, социальными службами и ГИБДД.

На заседании Глава республики предложил включить в состав Совета новичка – организатора общественного движения «Дорога помощи» и создателя одноименного интернет-ресурса в социальных сетях Даниила Ондара. Эта организация возникла стихийно – молодые кызылчане объединились, чтобы провести благотворительный автоквест в пользу больного ДЦП ребенка. После этого дружба участников квеста переросла в целый союз автолюбителей, цель которого – безвозмездная помощь попавшим в беду на дороге. По мнению Шолбана Кара-оола, «Дорога помощи» могла бы стать площадкой более широкого назначения, включая борьбу за безопасность дорожного движения и воспитание водительской культуры.

«Конечно, мы будем продолжать улучшать наши дороги, создавать инфраструктуру, которая обеспечивает безопасность на дорогах – те же комплексы видеофиксации, которых в этом году стало на 11 больше, причем, они заработали не только в столице, в районных центрах тоже появились. Но этого мало. Без деятельной и целенаправленной поддержки общественности ситуацию с дорожной безопасностью не выправить. А она сложная. Да, удалось снизить смертность. Но сколько раненых – около 800 человек! И больше половины из них остались инвалидами. В боевых операциях столько жертв нет. Поэтому надо только усиливать работу, вовлекать в нее как можно больше людей. И наш Совет в этом должен сыграть роль лидера», — этим пожеланием Глава Тувы завершил заседание СГИ.

Участники его договорились, что Совет гражданских инициатив будет работать на основе плана и по нескольким направлениям, на которых предполагается образовать экспертные группы. Пока остановились трех ключевых блоках – экономический, социальный и правоохранительный. За каждой из групп общественников с учетом их профиля Шолбан Кара-оол обещал закрепить в качестве помощников своих заместителей. Они обязаны будут обеспечить доступ экспертам к необходимым материалам, оказывать содействие во взаимодействии с другими органами исполнительной власти при подготовке своих инициатив. Следующее заседание СГИ запланировано на январь 2018 года.