В России РПЦ поручалось выполнение ряда государственных функций, особенно в данной связи следует отметить регистрацию актов гражданского состояния, участие церкви в идеологическом и духовном воспитании населения, обязательное преподавание религии в учебных заведениях, сопровождение государственных церемоний религиозными обрядами, введение категории армейских священнослужителей и т.п. В связи с установленной государственной религией Уголовными уложениями Российской империи устанавливались составы религиозных преступлений и предусматривались религиозные наказания (например, церковное покаяние, «наказания, определенного за сие духовными законами их церкви», заключение в монастырь соответствующего вероисповедания).

Февральская революция 1917 года и государственные преобразования данного периода времени ввели ряд демократических изменений, существенно повлиявших на политику государства в отношении религии и государственно-конфессиональная политика была переориентирована на построение в России светского государства. В программном документе Временного правительства «Обращение к гражданам» от 7 марта 1917 года говорилось об отмене сословных, вероисповедных и национальных ограничений, тормозивших развитие капиталистических отношений в России.

Закон Временного правительства от 14 июля 1917 года «О свободе совести» декларировал обеспечение каждому гражданину Российского государства свободу совести.

Впервые в истории России Временным правительством России законодательно закреплен принцип свободы вероисповедания, в Законе было провозглашено, что пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к исповеданию какой-либо религии и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры. Закон допускал свободный переход из одного вероисповедания в другое и что немаловажно, вневероисповедное состояние, однако был сохранен статус государственной церкви.

Также в истории России Временным правительством были сделаны первые шаги по установлению светских начал в государственном устройстве России, так, Законом Временного правительства от 20 июня 1917 года установлена передача в ведомство Министерства народного просвещения церковно-приходских школ, и Законом от 17 июля 1917 года за государственной церковью сохранена только обязанность регистрации рождения и браков, иные юридические права церкви по разводам и бракам, установления государственных религиозных праздников, обязанность преподавания Закона Божия в светских школах, государственное бюджетное обеспечение деятельности церкви и ее школ.

Октябрьская революция 1917 года и принятие специальных законодательных актов, воплотивших в себе программные требования коммунистической партии по отношению к религии и религиозным организациям, в частности, Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 31 (18) декабря 1918 года «О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния» и Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января (5 февраля) 1918 года положили начало пути развития России как светского государства, имели конституционное значение в религиозной сфере. Указанные Декреты установили светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания в России, определили отношение РСФСР к церкви и религиозным объединениям. Никакой религии не могло отдаваться предпочтение, указание на вероисповедание или отсутствие такового не могло давать привилегий или преимуществ при занятии государственных должностей. Атеизм был приравнен в правах к исповеданию религии. В образовательном процессе преподавание религиозных предметов в государственных общеобразовательных учебных заведениях не допускалось. Эти формулировки надолго остались основой светской политики государства. Запись актов гражданского состояния (сведения о рождении, смерти, браке) стала вестись исключительно государственными органами ЗАГСа. Отмена права собственности у церкви и религиозных обществ привела к национализации земель и имущества, ранее находившихся в собственности Русской Православной Церкви (РПЦ) и других религиозных объединений.

Развивая либеральные положения церковных реформ Временного правительства, провозглашая отделение церкви от государства, декреты 1917 — 1918 годов изменили статус России как конфессионально-ориентированного государства с государственной религией – Православием к светскому государству и законодательно закрепили принцип свободы совести: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой-либо веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». Церковь полностью отделялась от государства, т.е. утрачивала статус государственной церкви, упразднялось государственное управление ею, гражданам больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах. Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных и иных публично-правовых мероприятий. Акты гражданского состояния поручались исключительно гражданской власти.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», утратил силу в связи с вступлением в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 «О свободе вероисповеданий» (Постановление Верховного Совета РСФСР N 268-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»)

На современном историческом этапе указанные Декреты и разработанные на их основе иные нормативные правовые акты советского периода могут быть однозначно расценены как документы, сформировавшие правовую базу для построения светского государства в России, но неоднозначно как законы, оправдывающие период повсеместной государственной атеистической пропаганды и агитации, «воинствующего атеизма», разрушение культовых зданий и иного имущества РПЦ и других религиозных объединений, в том числе имевших историческое и культурное значение, проведение массовых репрессий среди населения, в том числе верующих и священнослужителей.

Необходимо отметить, что в период действия Декрета, до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 «О свободе вероисповеданий» религиозные объединения в России не могли иметь прав юридического лица.

Принцип светского государства был закреплен также в первой Конституции РСФСР 1918 года. Статья 13 Конституции подтверждала отделение церкви от государства и церкви от школы в целях обеспечения за трудящимися свободы совести, также граждане наделялись правом ведения религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Принципы равенства прав верующих и неверующих граждан, обеспечиваемые конституцией, в условиях проводимой политики идеологии «отмирания религиозных предрассудков и церкви» стали формальными и фактически утратили свое значение для страны.

Следует отметить, что в Конституции РСФСР 1925 года принцип светского государства и свободы совести был также законодательно закреплен, однако в соответствии с внесенными в ст. 4 Конституции изменениями на Х1V Всероссийском съезде Советов 18 мая 1929 года, свобода религиозной пропаганды была отменена: признавалась свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды. Данная конституционная норма была сохранена в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

Указанные конституционные нормы во взаимосвязи с ранее принятыми нормативными актами ВЦИК и СНК (Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» от 23 февраля 1922 года, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года) означали, что государственная власть ограничивала культовую деятельность религиозных объединений исключительно в молитвенных зданиях и все возможные методы религиозной пропаганды, распространения религиозных учений пресекались. Декларируемый ранее в Конституции РСФСР 1918 года и Конституции РСФСР 1925 года светский характер государства был формально приближен к атеистическому.

С принятием в 1977 году Конституции СССР и Конституции РСФСР 1978 года, конституционные принципы, регулирующие религиозные свободы граждан принципиально не изменились, термин «антирелигиозная пропаганда» был заменен на «атеистическая пропаганда» (ст. 52 Конституции СССР 1977 года).

Реальные перемены в политике государства в отношении свободы вероисповедания и свободы совести, светский принципов государства начались в советское время в период «перестройки и гласности» с 1985 года, принятием Закона СССР от 1 октября 1990 года №1689-1 «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закона РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-1 «О свободе вероисповеданий».

На Съезде народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990 года ст. 50 Конституции РСФСР 1978 года, регулирующая права и свободы человека и гражданина, получает новую редакцию. В ней говорится, что гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Запрещаются ограничения прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии. Аналогичная конституционная норма прослеживается в последующей редакции Конституции РСФСР 1978 года в редакции от 21 апреля 1992 года (ст.44 Конституции).

С принятием указанных законодательных актов впервые в истории России в отношения государства и религиозных объединений на уровне закона провозглашались и закреплялись нормы, реально обеспечивающие свободу совести и свободу действий религиозных объединений граждан и светский характер государства. Законы обеспечили верующим право на свободное объединение для удовлетворения религиозных потребностей, до необходимого минимума ограничили возможность государственного вмешательства во внутренние дела религиозных организаций, впервые за годы советского периода религиозные объединения получили возможность в полном объеме приобретать права юридического лица.

С принятием данных законов было закреплено юридическое равноправие религиозных объединений не только между собой, но и с иными юридическими лицами — участниками правовых отношений.

Необходимо отметить, что к началу 90-х годов в российском обществе сформировался процесс увеличения уровня религиозности населения, что в свою очередь не могло не отразиться на росте количества религиозных организаций: по данным уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР в 1985 году было зарегистрировано 23 новых религиозных общества, в 1986 году – 28, в 1987 – 44. в 1988 году – 231, в 1989 – 686, без регистрации по состоянию на 01.01.1990 г. действовало 1127 религиозных обществ различной вероисповедной принадлежности и было зарегистрировано 16990 религиозных обществ (из них Русской Православной Церкви – 10110, римско-католической Церкви – 1286, мусульманских – 773).

Согласно официальным данным Минюста России (Публичный доклад «Основные итоги деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2012 год») по состоянию на 01.01.2013 в Российской Федерации зарегистрировано 219 688 некоммерческих организаций, из которых: 104 949 (47,8%) общественных объединений; 25 541 (11,6%) религиозная организация; 87 028 (39,6%) некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм. Таким образом, по прошествии 20 лет, исходя из количественных показателей все религиозные общества приобрели статус юридического лица и их количество существенно возросло, также существенно возросло количество религиозных направлений религиозных организаций, появились новые для России религиозные направления верований.

Действующая Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, была призвана уделить особое внимание проблеме конституционного закрепления принципа светского государства и одного из основных прав человека и гражданина – права на свободу вероисповедания.

Во-первых, в качестве одной из основ конституционного строя РФ в гл. 1 Конституции закрепляется светский характер Российского государства. Согласно ст. 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Во-вторых, в ст. 28 Конституции закреплены свободы и права человека в связи с религией: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Предшествующие конституции говорили о соответствующих свободах и правах граждан РФ, действующая Конституция гарантирует их «каждому», т.е. как гражданам РФ, так и иностранцам, лицам без гражданства, находящимся на территории страны.

В-третьих, Конституция запрещает использование религиозного фактора для осложнения отношений между людьми. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В ст. 19 провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от отношения к религии.

Ст. 29, гарантируя каждому свободу мысли и слова, говорит о том, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаются пропаганда социального, расового, национального и религиозного превосходства.

Основным нормативным актом в сфере регулирования прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, деятельности религиозных организаций является Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно данному закону зарегистрированные ранее в Российской Федерации религиозные организации прошли государственную перерегистрацию, приведя свои уставы в соответствие с требованиями данного закона.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» конституционные принципы светского государства обязывают государство не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

запрещают возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

обязывает государство обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Согласно п.3 ст.6 Федерального закона создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.

Учитывая федеративное устройство России, важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации и названный Федеральный закон является актами прямого действия на всей территории России, независимо от того какой это субъект России – республика, край или область.

Ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, Гражданского Кодекса Российской Федерации, из данного Федерального закона, из принимаемых на их основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ч. 2 ст. 2 Федерального закона указано, что права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом, и в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону, принятие отдельных законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие права человека и гражданина на свободу вероисповедания, недопустимо. В случае противоречия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Важным принципом светского государства является установление для всех религиозных организаций единого порядка государственной регистрации, решение о которой принимается Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и нормативными правовыми актами Минюста России.

Также к светскому принципу деятельности государства относится осуществление функций надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. На основании ст. 25 Федерального закона надзор за исполнением указанного законодательства возложен на органы прокуратуры Российской Федерации. Необходимо отметить, что органы прокуратуры осуществляют надзор в указанной сфере не только в отношении религиозных организаций, но и других субъектов права. Минюст России и его территориальные органы согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона осуществляют контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка деятельности данных религиозных организации.

Федеральный закон повышает роль судебной защиты прав и интересов религиозных объединений. Любые шаги государственных органов, отказывающих в регистрации религиозной организации, препятствующих деятельности законно существующих и зарегистрированных в качестве юридических лиц религиозных объединений, а также действия, незаконно направленные на ликвидацию религиозных объединений, могут стать предметом судебного иска.

За время действия данного закона в него неоднократно были внесены в установленном законом порядке изменения, некоторые нормы закона были обжалованы в Конституционный Суд Российской Федерации. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации внесла ряд изменений в порядок правоприменения норм данного закона, а также инициировала внесение ряда изменений в текст закона.

Решения высших судов Российской Федерации при принятии ими решений всегда основывают свои решения на конституционных принципах светского государства. Так, в частности, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 19-АПГ13-2 указано, что государством обеспечивается принцип секуляризма и религиозной нейтральности системы государственного образования в целях исключения конфликта прав и интересов представителей различных религиозных конфессий, а также уважения плюрализма и свободы других лиц, не исповедующих никакой религии, или атеистов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П подчеркнуто, что государство обязано обеспечивать, нейтрально и беспристрастно, исповедание различных религий, верований и убеждений в целях достижения гражданского мира и согласия, поддержания общественного порядка и религиозной терпимости в обществе, не допуская произвольного и неоправданного вмешательства в деятельность религиозных организаций и в то же время — учитывая светский характер российского государства — клерикализации государственных и общественных институтов.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не запрещает участия членов (участников) религиозных объединений в общественно-политической жизни страны.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Конечно, отношения государства и религиозных объединений нельзя представить как движение двух параллельных прямых. Религиозные организации являются субъектом права и особой подсистемой гражданского общества России и между ними и государством возникают различные контакты, в том числе в экономической и социальной сфере.

Согласно Федеральному закону государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям:

— в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры,

— в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Федеральный закон предусматривает различные пути материального содействия государства выполнению функций религиозных объединений. Это может быть передача в собственность религиозных организаций имущества от государства (ч. 2 ст. 21). Подобная возможность должна учитываться в особенности потому, что в свое время многие объекты, принадлежавшие религиозным организациям, были национализированы и перешли в собственность государства.

Сегодня указанный источник формирования собственности религиозных организаций используется достаточно широко.

Кроме того, согласно Федеральному закону, религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами. Причем передача в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Положения «Основ конституционного строя» Конституции Российской Федерации 1993 года о правах человека как высшей конституционной ценности, о Российской Федерации, как демократическом, федеративном, правовом, социальном, светском государстве с республиканской формой правления, могут быть изменены только в особом порядке пересмотра Конституции и внесения в ее текст конституционных поправок, предусмотренный девятой главой Конституции, что обеспечивает стабильность Конституции, долговременный характер её действия, что необходимо для должной правовой охраны в том числе светского характера государства.

 

Приложение: статистические сведения о зарегистрированных на территории Саратовской области религиозных организациях на 01.10.2013.

Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированныхнекоммерческих организаций, и представительств иностранных религиозных организаций, внесенных в реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации

Код по ОКЕИ: единица — 642

Наименование показателя

№ стр.

Внесено в реестр на начало отчетного периода

Внесено в реестр на конец отчетного периода

в том числе

централизованных религиозных организаций

местных религиозных организаций

духовных образовательных учреждений

монастырей

религиозных учреждений

Контрольные равенства:по всем строкам сумма граф 1 и 2 равна сумме граф 3 и 9; графа 3 равна сумме граф 4, 5, 7, 8; графа 5 больше или равна графе 6; графа 9 равна сумме граф с 10 по 14 (кроме строки 68); строка67 равна сумме строк 1-7, 13-18, 21-29, 34-66; строка 7 равна сумме строк 8-12; строка 18 равна сумме строк 19 и 20; строка 29 равна сумме строк 30-33.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

Русская православная церковь

1

276

309

0

299

1

6

3

Старообрядцы

2

6

6

0

6

0

0

0

в том числе

Русская православная старообрядческая церковь

3

2

2

0

2

0

0

0

Древлеправославная церковь

4

1

1

0

1

0

0

0

Поморская церковь

5

3

3

0

3

0

0

0

Римско-католическаяцерковь

6

5

5

0

5

0

0

0

Армянская апостольская церковь

7

1

1

0

1

0

0

0

Ислам

8

35

34

1

32

1

0

0

Буддизм

9

1

1

0

1

0

0

0

Иудаизм

10

6

6

0

6

0

0

0

в том числе

ортодоксальный

11

6

6

0

6

0

0

0

современный

12

0

0

0

0

0

0

0

Евангельские христиане-баптисты

13

6

6

0

6

0

0

0

Христиане веры евангельской

14

1

1

0

1

0

0

0

Евангельские христиане

15

4

4

0

4

0

0

0

Христиане веры евангельской-пятидесятники

16

12

12

1

11

0

0

0

Церковь полного Евангелия

17

0

0

0

0

0

0

0

4

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

Адвентисты седьмого дня

18

8

8

0

8

0

0

0

Лютеране

19

3

3

0

3

0

0

0

в том числе

Евангелическо-лютеранская церковь

20

1

1

0

1

0

0

0

Церковь Ингрии

21

2

2

0

2

0

0

0

Новоапостольская церковь

22

1

1

0

1

0

0

0

Методистская церковь

23

1

1

0

1

0

0

0

Пресвитерианская церковь

24

1

1

0

1

0

0

0

Свидетели Иеговы

25

5

5

0

5

0

0

0

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

26

1

1

0

1

0

0

0

Церковь Божьей матери «Державная»

27

1

1

0

1

0

0

0

Церковь Христа

28

1

1

0

1

0

0

0

Сознание Кришны (вайшнавы)

29

1

1

0

1

0

0

0

Всего по религиозным организациям

30

376

408

2

395

2

6

3

Всего по представительствам иностранных религиозных организаций

31

0

0

0

0

0

0

0