Фильм «Зулейха открывает глаза» претендует на  историчность. Его жанр афиширован как историческая драма. Совершенно ясно, что его создатели ставят цель укрепить в массовом сознании тот образ советской эпохи, который особенно активно формировался  в последние десятилетия. Впрочем, истоки этого образа уходят в отдаленные от нас времена и связаны с антисоветской пропагандой.

Процесс коллективизации и  раскулачивание — заезженные темы для нашей литературы и кинематографа. В настоящее время писать об этих событиях стало очень легко, опираясь на уже сложившийся в массовом сознании стереотип. Поэтому можно, не стесняясь, как угодно разукрашивать «историческую» картину, из которой возникают разнообразные коллизии фильма. Элементарная логика, подробности реальной жизни — все это «мелочи» для подобного исторического полотна.

Современников и участников этих событий практически не осталось. Работы добросовестных историков, которые занимаются изучением причин коллективизации, историей крестьянства, историей государственного аппарата СССР, не доступны и не интересны массовому читателю. Никто не заботится о том, чтобы результаты их трудов  стали достоянием писателей и читателей, сценаристов и зрителей. Массовое сознание формируется на основе публицистики, которая не добросовестна в освещении исторических фактов,  и «исторических» фильмов, использующих приемы шоу-бизнеса.

Что может узнать об истории России зритель, посмотревший фильм «Зулейха открывает глаза»? Создатели фильма намеками рисуют образ дореволюционной России, в которой благородные люди были окружены почетом, и в которой народ благоденствовал. Советское государство — гонитель интеллигенции, крестьян, и вообще всех честных людей, представители власти — жестокие, корыстные и аморальные, а его сторонники нарисованы такими же красками.

Фильм «Зулейха открывает глаза», в конечном итоге, похож на «агитку», примитивную агитационную сценку, которую показывают в одной из его серий. Авторы фильма приглашают зрителя поиздеваться над этой сценкой. В ней бедняк был хорошим и обиженным, а кулак — плохим.  У сценаристов фильма получается так же примитивно, только все наоборот: кулак — хороший и обиженный, а бедняк, и советская власть — плохие. Авторы фильма и руководство телеканала, возможно, считают, что для обычного  российского гражданина вполне достаточно примитивной поделки под видом исторической драмы.

Неужели наши граждане, получающие образование в школах уже на протяжении ста лет, из поколения в поколение, не достойны знать историю своей страны?  Не достойны знать, что начало энергетической системы России и стран СНГ было положено выполнением плана ГОЭЛРО, что благодаря индустриализации и коллективизации, благодаря той самой системе образования, наша страна смогла победить в войне с фашизмом?

Отказываться от своей истории, видеть в ней только «проклятое прошлое»  — опасно. Если само государство не заботится о бережном отношении к исторической памяти, то кто позаботится о ней?!  В 90-е годы в России было снято с постаментов  и разрушено много памятников. Теперь мы негодуем, когда узнаем о фактах надругательства над памятниками советским воинам в европейских странах.

В настоящее время наше общество уже утвердилось в сознании, что память о Великой Отечественной войне необходима для нашей духовной жизни. Столь же необходима нам память о революции, о послереволюционных преобразованиях, основанная на их добросовестном изучении.

Кандидат исторических наук доцент Саратовского государственного университета А.С. Майорова