Меры борьбы с недостоверной информацией обсудили на заседании Координационного совета региональных СМИ

На состоявшемся 14 апреля расширенном заседании Координационного совета региональных средств массовой информации при Общественной палате РФ обсудили стратегию и приоритеты информационной политики в условиях коронавирусной угрозы. Мероприятие прошло в онлайн-формате.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ, руководитель координационного совета Александр Малькевич считает, что средствам массовой информации отводится важная роль в вопросах просвещения жителей регионов, в том числе в борьбе с фейковыми сообщениями. По его словам, сегодня интернет-фейки превращаются в инструмент мошенничества — сеть пестрит объявлениями о продаже пропусков на работу, справок, разрешающих посещать соседние регионы. Людям приходят «штрафы» за нарушение режима самоизоляции и т. д. В особой опасности пожилые граждане — на них нацелены основные усилия мошенников.

«У нас есть серьезный набор вопросов о том, что делать региональным СМИ после того, как рано или поздно закончится добровольная самоизоляция, пандемия, и какие реальные меры поддержки нужны региональным СМИ, чтобы выжить и не потерять читателей, зрителей, слушателей», — пояснил он.

Кроме того, Александр Малькевич напомнил, что, когда карантинные меры закончатся, будет всероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ.

«Здесь разъяснительная роль СМИ важна, особенно сейчас, когда мы столкнулись с такими вызовами перед нашим здравоохранением. Весь тот блок поправок, который связан с медицинской защитой жителей, защитой медиков, волонтерской деятельностью, социальными гарантиями, представляется важным», — подчеркнул он.

Люди, находящиеся на самоизоляции, как никогда привязаны к гаджетам, и количество киберпреступлений растет, как и количество заболевших коронавирусом, — это серьезный вызов, соглашается первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов.

«Мы сталкиваемся с тем, что из больших контакт-центров хорошо обученные сотрудники звонят людям и добывают данные об их счетах. СМИ должны освещать эту тематику и выработать у населения хоть какой-то иммунитет против киберпреступлений», — призывает он.

Не менее важные проблемы наблюдаются в сфере общественного контроля, говорит член ОП РФ.

«Прошу коллег из СМИ максимально оперативно выйти на контакт с прокурором региона, города и озаботиться тематикой увольнений, сокращения заработной платы, серых и черных зарплат — люди жалуются, что им платят минимум, который значится в контракте. Сегодня конверты отменили — значит, есть тематика обеления бизнес-процессов. Надо обращаться в прокуратуру, ФНС, чтобы обезопасить от рисков сокращений и увольнений. Сегодня меры общественного контроля очень важны именно в части Трудового кодекса, защиты прав и законных интересов граждан. Работодатели совершенно не заинтересованы в сохранении сотрудников, пытаются минимизировать убытки. Это тема для серьезного обсуждения», — настаивает Кирьянов.

Справиться с обилием фейковой информации можно только активной работой, убежден член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков.

«На первых стадиях — еще неделю назад — федеральная информация о количестве инфицированных опережала региональную. Это, конечно, не фейк, а нестыковка информации, но тоже требует вмешательства. Я думаю, что сейчас необходимо определить на региональных уровнях круг профессиональных экспертов, которые будут достойно информацию проводить. Кроме того, негосударственные СМИ требуют более активной проработки со стороны пресс-служб и ответственных за информацию в региональных оперативных штабах», — считает он.

Журналист Мария Большакова считает, что службы собственной безопасности органов МВД и ГИБДД должны проработать модель обратной связи и приема жалоб от населения, чтобы исключить возможность негативной информационной волны. Это особенно актуально сейчас, когда на эти органы возложен контроль за исполнением гражданами режима самоизоляции и пропускного режима, убеждена Большакова. Кроме того, ее волнует ситуация, складывающаяся в сфере благотворительности и добрых дел в период коронавирусной пандемии.

«Все мы знаем, что СМИ неохотно упоминают представителей бизнеса, но, с другой стороны, СМИ — это тоже коммерческая организация, если она не поддерживается государством. Надо обратиться к предприятиям, чтобы они поддержали любимые СМИ, а СМИ, в свою очередь, упоминали, например, представителей малого и среднего бизнеса, которые так или иначе помогают в регионе. Снять этот запрет хотя бы на этот период», — предлагает она.

Главный редактор «Областной газеты» (Екатеринбург) Дмитрий Полянин считает, что фейки множатся в том числе из-за неясных решений власти.

«Пример: в Свердловской области решением главного санврача ограничен вход в храмы и проход на кладбища. Что значит ограничен? Будут штрафовать или нет? Огромное количество толкований. Впереди Пасха и Радоница», — задается вопросами журналист.

Александр Малькевич согласился с коллегой, что в подобных ситуациях нужны более ясные комментарии от власти, которые ограничат поле для толкований, и заявил, что Общественная палата РФ работает над рейтингом и антирейтингом регионов по количеству фейковых новостей о коронавирусе.

Эксперты затронули проблему розничной продажи печатных СМИ, которая существенно снизилась, и возможность их доставки пожилым самоизолированным гражданам, для которых эти издания традиционно значимы. Речь велась и о том, что СМИ необходимо больше внимания уделять освещению работы медиков, волонтеров, тех, кто находит силы и время для добрых дел, — мы все нуждаемся в единстве и поддержке, убеждены участники вебинара. Кроме того, эксперты предложили выработать памятку с правильными, выверенными медицинскими терминами и формулировками по коронавирусу. А член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Наталья Кирюхина обратилась к журналистскому сообществу избегать таких заголовков, как «смертельный вирус» или «смертельная болезнь».

Серьезная проблема для оперативного получения информации — отсутствие муниципального телевидения и радиоточек. «Мы предупреждали: отключение региональных, муниципальных каналов проявится в условиях возникновения чрезвычайной ситуации! Так и получилось», — констатирует Александр Малькевич.

«Проблема отключения эфирного вещания регионального и муниципального телевидения, сокращение тиражей традиционных СМИ особенно остро проявилась в чрезвычайной ситуации пандемии. Люди черпают информацию на базаре и в социальных сетях. Необходимо вернуться к триаде информационного обеспечения населения в стране, регионе и муниципалитете: ТВ — радио — газета. Все традиционные СМИ сегодня работают в интернете, включая социальные сети. Это вопрос информационной безопасности», — вторит ему Дмитрий Полянин.

В ходе вебинара прозвучало предложение сформулировать меры государственной поддержки СМИ, независимо от форм собственности. «У нас есть миссия — достоверно информировать общество о проблемах, мы ее выполняем на энтузиазме. Господдержки нет», — говорит независимый журналист из Ярославля Виктория Соцкова и предлагает обратиться к правительству за выделением субсидий для модернизации прежде всего сетевых СМИ.

Подводя итоги мероприятия, Александр Малькевич отметил, что на региональные СМИ сегодня возлагаются большие социальные функции и задачи.