«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Пациентские организации войдут в координационные советы по организации защиты прав застрахованных лиц

В ближайшее время между Всероссийским союзом пациентов и Федеральным фондом ОМС будет подписано рамочное соглашение, которое и определит новые формы взаимодействия между пациентским сообществом и ФОМС. Об этом было заявлено на встрече Председателя ФОМС Натальи Стадченко с представителями Всероссийского союза пациентов и Всероссийского союза страховщиков.

Пациентские организации будут включены в составы координационных советов по организации защиты прав застрахованных лиц при предоставлении медицинской помощи и реализации законодательства в сфере ОМС.

«Необходимо включить представителей пациентского сообщества в координационный совет по защите прав застрахованных. Это межведомственная организация федерального уровня.  Такие советы созданы во всех регионах России. Будет правильно, если представители Всероссийского союза пациентов станут его полноправными участниками. В рамках советов будут созданы специальные рабочие группы, куда также войдут представители пациентского сообщества»,  – сообщила Наталья Стадченко.

В частности, рабочие группы в рамках координационных советов займутся решением вопросов защиты прав онкологических больных, больных сердечно-сосудистыми или иными хроническими заболеваниями и т.п. Решения и предложения рабочих групп будут выноситься на общие заседания советов.

Представители пациентского сообщества готовы пройти дополнительное обучение, чтобы эффективно работать в рамках координационных советов.  «Мы готовы провести специальные тренинги с пациентскими организациями об аспектах работы в системе ОМС, о деятельности координационных советов, разъяснить их цели и задачи, а также подготовить общественников для того, чтобы они смогли эффективно подключиться к работе во всех субъектах России», – сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

Совместная работа пациентских организаций с Фондом ОМС также предполагает новые формы взаимодействия со страховыми компаниями и территориальными фондами ОМС. Она  будет включать  оценку эффективности  работы самих страховых компаний на основе обратной связи с пациентами.  «У нас есть «горячие линии», у страховых медицинских организаций есть «горячие линии», и мы уже начинаем перенаправлять пациентов по вопросам ОМС к страховщикам.  Все вопросы оперативно решаются. Сегодня мы уже поручаем своим экспертам при звонках уточнять – обращался ли пациент за помощью в свою страховую компанию, и если да, то выяснять, насколько он остался доволен взаимодействием со СМО. Таким образом, мы снимаем огромный  пласт информации об эффективности системы ОМС и готовы предоставлять и совместно анализировать полученные данные», – поделился своим виденьем одного из аспектов совместной работы со страховщиками Юрий Жулев.

Страховые медицинские организации со своей стороны предлагают пациентскому сообществу помощь в контрольно-экспертной деятельности.  «У страховых компаний  есть подготовленные эксперты, мы можем проводить целевые экспертизы по тем запросам, которые поступают из пациенстких сообществ, дополняя работу с обращениями граждан теми контрольно- экспертными функциями, которых нет у пациенстких организаций. И у нас есть юристы, которые могут защищать интересы пациентов в судах. Таким образом сотрудничество страховых компаний  с пациенсткими организациями расширяет возможности для обращений пациентов», – отметил Сергей Плехов, заместитель генерального директора «СОГАЗ-Мед».

Следующий аспект совместной работы пациентских организаций и СМО – подготовка управленческих решений и их продвижение в органы управления здравоохранения. «Думаю, что те предложения, которые будут подготовлены пациентским сообществом в союзе со страховыми компаниями, с представителями фондов ОМС имеют больше шансов на то, чтобы быть принятыми к рассмотрению органами здравоохранения на уровне субъектов РФ», – заметил  Сергей Плехов.

Пациентские организации совместно со страховыми медицинскими организациями также планируют провести работу по повышению правовой грамотности пациентов. Руководитель рабочей группы по развитию ОМС  Всероссийского союза страховщиков Александр Трошин отметил, что сегодня «слабым звеном» в реализации прав пациентов в системе ОМС нередко является сам пациент. «У пациентов нет навыка использования своих прав, он мало доверяет тому, что слышит о пациентоориентированной модели здравоохранения. Необходимо совместно формировать правильные поведенческие привычки пациентов. Для этого страховые компании и пациентские организации должны проводить тренинги для пациентов, причем не только для тех, кто уже оказался в беде, но и для потенциальных пациентов, тех, которые приходят в поликлиники для прохождения профилактических мероприятий».

Помимо обсуждения форм сотрудничества представители пациентского сообщества подняли вопросы и о наиболее болевых точках, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе. В частности, речь  зашла об уровне тарифов в регионах, о нехватке специалистов и недостаточном качестве медицинской помощи в закрытых административных территориальных образованиях, о различных аспектах лечения онкологических больных.

Наталья Стадченко подчеркнула, что еще в 2018 году лишь 18 из 85 регионов России смогли предоставить тарифные соглашения, к которым у Фонда не было замечаний. В ряде регионов принятые тарифные соглашения после утверждения пересматривались в сторону уменьшения, и у Фонда не было достаточных рычагов для влияния на формирование тарифов.  С 2019 года вступили в силу изменения в Закон об обязательном медицинском страховании, который позволил внедрить правило «двух ключей», при котором ФОМС был наделен полномочием по согласованию тарифных соглашений на оплату оказанной медицинской помощи в системе ОМС. Более того, с 2021 года наступает административная ответственность за нарушения при составлении тарифных соглашений. «Конечно, нельзя все изменить мгновенно, но большая работа в этом направлении идет и мы надеемся, что продолжим ее с учетом замечаний и данных от пациентских сообществ», – заявила Председатель ФОМС.

Она также отметила, что в сфере лечения онкологических больных уже наблюдаются позитивные изменения. Если в 2018 году почти в 60% случаев  лечения онкозаболеваний химиотерапией использовались самые дешевые схемы, то с тех пор, как страховые компании стали проводить экспертизы по каждому случаю лечения при химиотерапии количество дешевых схем лечения уменьшилось. На сегодня процент лечения дешевых схем составляет в среднем – 30-35%. Значительно увеличилась и кратность химиотерапии.

«Мы отдаем себе отчет, что не всегда для эффективного лечения требуется применение дорогой схемы, но и сегодня есть регионы, где  несмотря на полную финансовую обеспеченность КСГ для онкозаболеваний этим не пользуются, выбирая дешевые схемы лечения. Этот вопрос, мы безусловно тоже будем обсуждать в рамках сотрудничества с пациентским сообществом и совместно находить эффективные пути решения проблем», – добавила Наталья Стадченко.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: