Съемочный процесс проходил на улице Кремлевская, а также на территории Кремля, в частности, в подвале реставрируемого здания присутственных мест, который на время съемок превратился в пересыльную тюрьму, куда по книге вместе с другими привезли Зулейху. Роль главной героини в фильме исполняет народная артистка России Чулпан Хаматова.

Гримерки-вагончики, в которые актеры уходят в перерывах между съемками, растянулись караваном по центральной улице Казанского Кремля. Во дворе — стога сена и красноармейцы. Кажется, что актеры массовки даже во время перерыва стараются не выходить из образа.

В перерывах между съемками Сергей Маковецкий (в фильме — профессор Лейбе) рассказал, что впервые снимается в картине режиссера Егора Анашкина, и работать вместе с ним артисту очень комфортно. «Отношения между актером и режиссером очень серьезные, когда режиссер доверяет исполнителю, а исполнитель – тому человеку, который смотрит на него со стороны, принимает его предложения, предлагает что-то свое, всегда находится какой-то общий вариант».

Говоря о своем персонаже – профессоре Лейбе – Сергей Маковецкий отметил, что ему было любопытно попробовать сыграть человека, который находится в совсем другом мире. «Он прекрасно общается, даже может поставить диагноз на раз, потому что выдающийся врач. Но того, что вокруг него «столыпинские вагоны» и смерть, он этого не замечает. Не потому что не хочет, а потому его душа этого не видит. Для него это военный госпиталь, а комендант – главврач», — рассказал о своем герое актер. «Было интересно попробовать понять, как это можно передать на экране. Автор написала, что он в некоем яйце. Это легко написать на бумаге, но нужно ведь понять, что это за состояние – человека в яйце, — отметил Сергей Маковецкий. — Я стал интересоваться и узнал, что есть такое понятие в психиатрии – дереализация, человек по-другому воспринимает то, что происходит именно сейчас. Постепенно мы с режиссером находили адекватные для кино способы передать это состояние. Одно дело – литература, другое дело – как это передать на экране, чтобы было убедительно. Кажется, что получилось нечто похожее».

Непродолжительный перерыв — и все снова приступают к работе. На этот раз снимали эпизод с ядовитым сахаром, который главная героиня взяла с собой из разоренной избы. В книге этот момент описан следующим образом: «Зулейха подносит сахар к лицу. Кусать понемногу или попытаться рассосать весь кусок разом? Действует ли яд мгновенно или спустя некоторое время? Будет ли она мучиться? Да не все ли равно». Профессор Лейбе спасает ее… «Сахар? Mein Gott, откуда? Радостно удивленные глаза профессора – совсем рядом. Он проснулся и смотрит на Зулейху, приподнявшись на локтях. В лунном свете венчик его кудрей кажется серебряным. Зулейха не отвечает, сжимает сахар в кулаке – твердые острые края впиваются в кожу».

К сожалению, для Сергея Маковецкого съемочный процесс уже подходит к концу. «Это всегда очень грустно, потому что это были прекрасные месяцы жизни в Перми, здесь в Казани, куда я с радостью приезжал, — признался Сергей Маковецкий. – Съемки запомнятся атмосферой, комфортными отношениями между людьми, не было ничего того, что раздражает. Спасибо Мэрии Казани, которая помогает нам, и благодаря которой мы снимаем на территории Кремля».

Съемки фильма вызвали интерес не только у журналистов, но и у жителей, гостей города. Кто-то специально приехал к Кремлю, чтобы хоть немного подсмотреть, как происходит таинство создания фильма, кто-то выискивал глазами любимых актеров. А кто-то становился случайным свидетелем всего процесса и интересовался: «А как фильм-то называется? А когда показывать будут?».

После обеда прошли также съемки сцен с участием актера Александра Баширова (в фильме он играет уголовника Горелова). К слову Александру Баширову вновь досталась роль отрицательного персонажа, однако актер уверен: все не так однозначно, ведь в каждом отрицательном герое можно найти положительные черты, а в положительном – отрицательные. «Стереотипность мышления наших творческих руководителей сформировалась таким образом, что самую вкусную эффектную часть творческих актов решили дать талантливому и остроумному мне, и мне приходится тащить это по жизни, и я тащу, – в своей привычной, полушутливой манере отметил Александр Баширов. – А народ почему-то больше всего любит отрицательных персонажей. Кто-то должен приносить радость, даже в форме отрицательного персонажа. Это самая большая проблема – выяснить, что есть положительного и отрицательного. Я доволен происходящим, с одной стороны. С другой, стороны, я мечтаю о ролях героев-любовников, и редко мне попадаются роли королей, я бы даже сказал, руководителей различных стран».

Напомним, что подготовка к съемкам кинокартины в центре города началась 14 февраля – за сутки сюда завезли тысячу тонн снега, установили флаги и плакаты советской эпохи, временные декорации и деревянные сооружения – по сценарию здесь развернулась ярмарочная торговля. Завтра съемки фильма продолжатся. В ближайшие дни они будут проходить также в Лаишевском районе. Сцены, которые будут снимать на ул.Кремлевская в понедельник, станут самыми массовыми в фильме – в них примут участие более 150 человек, задействуют 30 конных обозов. Съемки фильма в Казани завершатся 18 февраля.

Алсу Сафина